Одной из наиболее популярных является в наше время норманская теория происхождения древнерусского государства. Теория утверждала, что славяне не могли создать государства в силу неполноценности. Норманская теория — один из спорных вопросов истории Русского государства. Именно эта «южная» антинорманская теория образования Древнерусского государства была поддержана и развита в 19-20 веках учеными-историками.
Этногенез русских вообще, по его мнению, происходил на основе смешения славян и т. н. «чуди» (в терминологии Ломоносова — это финно-угры). Бертинских летописей, служившее сильною опорой норманистам, по нашему мнению, обращается в одно из многих доказательств против их теории.
Норманская теория происхождения древнерусского государства
В русской историографии XIX века славянская теория не имела широкого распространения. Это «Вагрия, область, в которой находится город Любек, и которая прежде вся была населена славянами, ваграми, оботритами и проч.». Вопрос происхождения государства Древней Руси и по сей день волнует многих ученых. Родоначальником такой теории о происхождении Руси можно назвать ученых И. Байера и Г. Миллера.
Также эту теорию позже развил ученый Шлетцер. В первую очередь, норманисты считают, что варяги, пришедшие к власти – это и есть скандинавы, которые создали государство. Естественно, эта теория, как и многие другие, сразу нашла противников.
Образование древнерусского государства кратко
Один из самых ярких ученых, который рассказал о несогласии с норманнской теорией, стал М. Ломоносов. Стоит отметить, что антинорманская теория происхождения древнерусского государства говорит о том, что государство возникло из-за того, что этому сопутствовали объективнее на то время причины.
Стоит отметить, что быт древней руси – это очень интересная тема, которую мы и попытаемся раскрыть в этой статье. Древнерусское государство возникло в Восточной Европе. На стороне норманской теории и древнерусские летописи: Ипатьевская, «Повесть временных лет» и т.д. Руси и создания русского государства.
Иловайский и С.А. Гедеонов. В 862 году этим объединением стал править выходец из Скандинавии, князь из варяжского племени Русь Рюрик. А 862 год стал считаться датой образования древнерусского государства. Восточные славяне соединились под одной властью, составили один народ. Князь с дружиною – это сила, которая сплотила разрозненные племена и роды в одно целое – единое древнерусское государство.
Многие историки называют эту теорию варварской по отношению к истории страны и к ее истокам. Сейчас исследователи выбили почву из-под этой теории, обосновав ее неправомерность. Норманская и антинорманская теории противостояли друг другу десятилетиями, приводя весомые аргументы и доказательства (каждая в свою пользу).
Согласно ей Киевская Русь была создана викингами, которые подчинили восточнославянские племена и стали господствующим классом общества во главе с Рюриковичами. С этого времени не прекращаются споры. Антинорманская теория, представленная Ломоносовым, базировалась на том, что варяги и норманны — это народы разные, а скандинавы были балто-славянами.
Первые столкновения норманистов и антинорманистов в России
Антинорманская теория опирается на то, что термин «Русь» появился в доваряжский период. Антинорманская теория борется с доводами норманистов уже более двух с лишним веков. Сейчас позиции норманистов и славянофилов (антинорманистов) сблизились. Есть довольно много теорий относительно образования Древнерусского государства.
Существует норманнская теория возникновения Руси, согласно которой главную роль в образовании государства играли не славяне, а варяги. Несостоятельность этой теории доказывается доказана следующим фактом: до 862 года у славян развивались отношения, которые вели их к образованию государства. Из этой теории иностранцы делают вывод, что русские – народ изначально отсталый. Древнерусское государство складывалось в процессе развития феодальных отношений, возникновения классовых противоречий и принуждения.
В 18 веке немецкие ученые Г.Ф.Миллер и Г.З.Байер доказывали скандинавскую теорию образования Древнерусского государства (Руси). Этот отрывок из 3-ей редакции ПВЛ, признанный впоследствии одной из позднейших вставок, и положил начало норманнской концепции происхождения Русского государства. На чём основывается вывод, что «русь» – это название одного из скандинавских народов, который пришёл вместе с Рюриком и объединил разрозненные земли в государство Русское.
Норманнская теория
М. В. Ломоносов необоснованно отождествлял русь (россов) с пруссами, последних причисляя к славянам. Для опровержения норманской теории Ломоносов использовал «Окружное послание патриарха Фотия», где упоминаются «вагры», которых Ломоносов приравнивает к варягам. В древнерусских источниках «варягами» назывались народы, живущие по побережью Балтики. Вывод Ломоносова: были варяги-русы и варяги-скандинавы.
Местом начала этнической истории русских, по его мнению, является междуречье Вислы и Одера. Известие русской летописи, а именно рассказ о призвании варягов Д. И. Иловайский считал полностью легендарным. По его мнению совершенно невозможно представить чтобы славяне добровольно отдали себя в подданство другому народу. Кроме того малонаселенная и неразвитая тогда Скандинавия не могла бы предоставить необходимого количества сил для такого предприятия.
Видео:ЕГЭ История — Теории возникновения государства у Восточных славян
Олега и Игоря, несомненно туземные. Это имена почти исключительно русские. Руотси. Это слово нисколько не указывает на тождество Шведов с нашею Русью. Филологически никем не доказано, чтобы слова Руотси и Рось были тождество, а не созвучие.
Что можно извлечь из них положительного, так это существование русского княжества в России в первой половине IX века, то есть до так называемого призвания Варягов. Итак, перебирая все известия Арабов, окажется, что в них нет ни одной черты, которую можно бы отнести по преимуществу к Скандинавам.
А славянский народ и русский един, от варягов ведь прозвались русью, а прежде были славяне; хоть и полянами назывались, но речь была славянской. Хотя из этого отрывка можно констатировать лишь то, что ко времени написания «Повести временных лет» русский народ считался славянским.
В последующее время (особенно с 1930-х годов) это направление, тесно увязанное с критикой норманнской гипотезы, развивалось советскими историками. По исследованиям А. Г. Кузьмина и других специалистов, они и были раннесредневековыми варягами. С точки зрения антинорманистов, археологические исследования на реках и озерах северо-запада России также указывают на южнобалтийский характер истоков Руси и не подтверждают норманнскую теорию.
Далее говорит о неком князе, под началом которого древние руссы взяли Рим и четырнадцать лет им обладали. Назвал и имя предводителя руссов — «Одонацера», то есть Одоакра, в 476 году свергшего последнего императора Рима и в течение тринадцати лет владевшего Северной Италией. Знаменитый тем, что он стал первым не-римским правителем Италии, ассоциация с ним и с ругами (ругием его считал Иордан) считалась престижной средневековыми историками.
Антинорманское утверждение некоторые называют как славянская теория происхождения древнерусского государства. То есть, скандинавы – создатели русского народа, которые подарили ему не только государственность, но и культуру. Но всё же эта теория существует и до сих пор в умах европейцев. Это было в 862 году, который и считается годом основания Древнерусского государства.