Для чего нужны загадки. Учимся отгадывать загадки. Зачем нужны загадки. Игры отгадывать загадки
Люди любят разгадывать тайны, поэтому «детективщиков» всегда больше, чем ценителей сентиментальных и поучительных историй. Загадки были первыми маленькими детективами, в которых за иносказаниями скрывались знакомые вещи и явления. Неизвестно, кто первым придумал шифровать знания таким образом, но это и не важно. У каждого народа есть загадки и головоломки, и это еще раз подтверждает единство homo sapiens.
Эволюция загадок
Зачем нужны загадки? Очевидный ответ - чтобы скоротать время и дать неутомительную работу уму. Но для наших предков завуалированное описание событий и вещей имело более глубокий смысл.
В очень далеком прошлом охотники, земледельцы, скотоводы были уверены, что их окружают враждебные силы, и старались обмануть духов иносказаниями. Позже разгадывание загадок было частью свадебного обряда и других важных событий. Из сказок мы помним, как царевны предпочитали того претендента на половину царства, который умел разгадывать . Древние греки и норманны устраивали турниры, в которых недогадливый участник выбывал из дальнейших состязаний раз и навсегда - обычно его лишали жизни.
К счастью, со временем нравы смягчились. Того, кто не умеет проникнуть в смысл «шифровки» стали считать не очень сообразительным, над ним посмеивались и исключали из рейтинга местных интеллектуалов. Сейчас обычные загадки вытеснены компьютерными квестами, и головоломками, но это не справедливо - мы за разнообразие жанров.
Гимнастика для ума
Мы получаем удовольствие от познания нового, даже если не осознаем, что решение кроссвордов, или головоломок - часть этого процесса. Ломая голову над задачей, не имеющей практического применения, человек удовлетворяет любопытство, хочет найти разные пути решения и испытать радость победы. Маленькие открытия тешат самолюбие и пробуждают интерес к умственной работе.
- Загадки полезны детям, познающим мир в форме игры. У ребенка формируется привычка к логическому мышлению, он запоминает новые понятия и слова.
- Для взрослых людей активного возраста разгадывание головоломок - это возможность переключиться. Гимнастика для ума не менее полезна, чем физические упражнения, она снимает напряжение и помогает поддерживать интеллектуальную форму.
Периодически появляются новые виды головоломок. Когда-то на смену кроссвордам пришел кубик Рубика, потом мир увлекся сканвордами и судоку, и компьютерными пасьянсами, лабиринтами и . Интерес к подобным занятиям не ослабевает, и это не может не радовать - значит, народу не чужды интеллектуальные развлечения.
В чем польза детских загадок
Угомонить почемучку, которая недавно научилась говорить и хочет знать все и сразу, сложно. Удовлетворить тягу к знаниям необходимо, чтобы дитятко получило достоверную информацию из компетентных источников - это проще, чем перезаполнять базу данных. Загадки и головоломки для ребенка - обучающая игра, в ходе которой все быстро запоминается и усваивается. В процессе поиска правильного ответа можно не только продуктивно общаться, но и прививать полезные привычки к решению проблем и логическим умозаключениям. В школьные годы и во взрослой жизни умение оценивать ситуацию и понимать иносказания обязательно пригодится.
1. Настойчивость
Ребенок будет взрослеть, и вместе с этим загадки должны становиться . В какой-то момент вы поймете, что не успеваете в разгадывании за вчерашним малышом.
Зачем загадки взрослым
Мы стремимся к познанию, ценим остроумие и развитой интеллект, обращаем внимание на неординарный ход мыслей. В сконцентрированы элементарные знания, которые открывают мир ребенку, но и для взрослых найдется информация к размышлению.
Вряд ли уместно говорить о развивающих головоломках для взрослых, но можно использовать загадки для легкой интеллектуальной разминки. Уровень интеллекта, удовлетворение жизнью, общий настрой человека зависят от количества нейронных связей. Уже доказано, что на нейроны и синапсы можно влиять, постоянно подкармливая мозг информацией, над которой приходится потрудиться. Головоломки - один из примеров задачек, требующих не чрезмерных усилий, а кардинального переключения.
Для взрослых разгадывание загадок полезно, потому что они:
- Стимулируют когнитивные способности.
- Улучшают память.
- Заставляют искать оригинальные решения и выходить за рамки шаблонов.
- Развивают .
- Отвлекают и развлекают.
Пока ученые продолжают спорить о ценности головоломок для взрослого человека. На двух полюсах мнений одна группа утверждает, что регулярные упражнения поддерживают мозговую деятельность, а другая уверена, что увлечение загадками развивает только умение их разгадывать. Например, многократное прохождение IQ-тестов существенно улучшает результаты, но не влияет на уровень интеллекта.
Разгадывание загадок не заменит образование, не сделает человека эрудированным и профессиональным, но смекалка и сообразительность - полезные качества, которые точно не причинят вреда.
Игровые моменты на уроках для младших школьников
Автор: Будилина Мария Александровна, учитель начальных классовМесто работы: МБОУ "СОШ № 26", г.Владимир.
«Отдельные игровые моменты на уроках литературного чтения для младших школьников»
***
Всех он любит неизменно
кто б к нему не приходил.
догадались? Это…Гена
***
Это Гена крокодил
Многим долго неизвестный
стал он каждому дружок
всем по сказкам интересной
мальчик луковка знаком.
Очень быстро и недлинно
Он зовется….Чиполлино
***
Носик – круглым пятачком
им в земле удобно рыться,
хвостик маленький крючком
вместо туфелек - копытца
Трое их и до чего же
братья дружные похожи!
Отгадайте без подсказки, кто герои этой сказки?
Ниф- Ниф, Нуф- Нуф, Наф- Наф
***
Возле леса на опушке,
трое их живет в избушке,
там 3 стула, три подушки
три кроватки и три кружки,
угадайте без подсказки
кто герои этой сказки?
3 медведя
***
На сметане мешан, на окошке стужен,
круглый бок, румяный бок
покатился... Колобок
***
Он и весел и не злобен,
Этот милый чудачок.
С ним приятель Пятачок.
Для него прогулка- праздник,
И на мед особый нюх
Это плюшевый проказник, Медвежонок…Вини- Пух
***
Он дружок зверям и детям,
Он- живое существо,
Но таких на белом свете больше Нет ни одного,
Потому что он не птица,
Не тигренок, не лисица,
Не котенок, не щенок,
Не волчонок, не сурок,
Но заснята для кино
И известна всем давно
Эта милая мордашка, а зовется …
Чебурашка
***
С букварем шагает в школу
Деревянный мальчуган,
Попадает вместо школы
В полотняный балаган.
Как зовется эта книжка?
Как зовется тот мальчишка?
Буратино
***
Сейчас потолкуем
О книжке другой-
Тут синее море,
Тут берег крутой…
Старик вышел к морю.
Он невод забросил.
Кого он поймает?
И что он попросит?
Золотая рыбка
***
Появилась девочка в чашечке цветка.
А была та девочка чуть больше ноготка.
В ореховой скорлупке девочка спала.
Вот какая девочка. Как она мала!
Кто читал такую книжку,
Знает девочку малышку?
Дюймовочка
***
Кто- то за кого- то ухватился крепко:
- Ой, никак не вытянуть!
- Ой, засела крепко!
Но еще помощники скоро прибегут…
Победит упрямицу
Дружный общий труд
Кто засел так крепко
Может это … Репка
***
Косоглазый, маленький,
В белой шубке, в валенках.
Зайчик
***
А дорога- нелегка,
А корзина – высока,
Сесть бы на пенек, съесть пирожок.
Маша и медведь
***
Скорей бы близился вечер
И час долгожданный настал,
Чтоб мне в золоченой карете
Поехать на сказочный бал.
Никто во дворце не узнает,
Откуда я, как я зовусь,
Но только лишь полночь настанет,
К себе на чердак я вернусь.
Золушка
***
С грядки старушка цветок сорвала,
Девочке Жене его отдала.
В цветке, в лепестках есть Волшебная сила
Их девочка Женя о чем-то просила
Что надо сказать лепестки обрывая?
Как называется сказка такая?
Цветик-семицветик
***
Без хозяйки плохо быть,
А она им обещала
Их не пачкать и не бить…Федора
***
Скачет лошадь не простая,
Чудо грива золотая,
По горам парнишку носит,
Но никак его не сбросит.
Есть у лошади сынок,
Удивительный конек,
Удивительный конек по прозванью… Горбунок
***
А теперь про чей- то дом
Разговор мы поведем…
В нем богатая хозяйка
Припеваючи жила,
Но беда пришла нежданно,
Этот дом сгорел дотла.
Кошка
***
Сказки вы помните из книг любимых
И, конечно, мне ответите сейчас:
Кто охотился за юным Буратино?
Ну, конечно, злой разбойник…
Карабас
***
На двери он глядит в тревоге
Умывальник хромоногий,
Всех мочалок командир
В чудесной сказке…
Мойдодыр
А еще существуют загадки – шутки. Кто из вас знает такие загадки?
Загадки – шутки особая разновидность загадок. Они отличаются от всех других тем, что не подсказывают ответ, не подводят к нему, а, наоборот, заставляют работать мысли в неверном направлении. Суть таких загадок – в ловушке или в игре слов. Они остроумны, поражают неожиданностью ответа.
Отгадать загадку- шутку очень трудно.
Что в человеке есть одно, а у вороны вдвое, в лисе не встретится оно, а в огороде втрое? (Буква О)
2. Что находится в центре слова земля? (Буква М)
3. На что похожа половина яблока? (На вторую половину)
4. Какой месяц в названии короче всех? (Май)
5. Из какого полотна нельзя сшить рубашку? (Из железнодорожного)
6. В каком слове, состоящем из пяти букв, встречается пять « О». (опять)
7. Ты, да я, да мы с тобой? Сколько нас? (Двое)
8. В корзине три яблока. Как поделить их между тремя детьми так, чтобы одно яблоко осталось в корзине? (1 яблоко отдать ребенку вместе с корзиной)
9. У семерых братьев по одной сестричке. Сколько их? (8)
10.Что путешествует по свету оставаясь все время в одном углу? (Марка)
11. За чем во рту язык? (За зубами)
12. Летела стая гусей. Один гусь впереди, а два позади. Один позади и два впереди, один между двумя и три в ряд. Сколько их было?
13. Шел Кондрат в Ленинград, а навстречу 12 ребят. У каждого по три лукошка, в каждом лукошке- кошка. У каждой кошки 12 котят, у каждого котенка в зубах по 4 мышонка и задумался старый Кондрат: «Сколько котят и мышат несут в Ленинград?» (Глупый, глупый Кондрат! Он один шагал в Ленинград, а ребята с мышами и кошками шли навстречу ему в Кострому.)
14. Когда козе минет семь лет, что будет дальше? (Пойдет 8-й)
15. Когда руки бывают тремя местоимениями? (Вы-мы-ты)
16. Чем кончается как день, тем и ночь. (Мягким знаком)
17. Две матери, две дочери и бабушка с внучкой. Сколько всех? (Трое: бабушка, мать и дочь)
18. Что вниз головой растет? (Сосулька)
19. Что в руку не схватишь? (Дым)
20. Что и лентяю не лень? (Дышать)
21. Что вокруг избы не обнесешь? (В решете воду).
22. Что надо сделать, чтобы четыре парня остались в одном сапоге? (Снять с каждого по сапогу)
23. Кто на все руки мастер? (Перчаточник)
24. Когда человек бывает в комнате без головы? (Когда высовывает ее из окна на улицу)
25. Ворона летит, а собака на хвосте сидит. Может ли так быть? (Может, так как собака сидит на земле на своем хвосте)
26. Что делает сторож, когда у него на шапке сидит воробей? (Спит)
27. Когда человек бывает деревом? (Когда он со сна)
28. Когда человек стоит на часах? (Когда он часовой)
29.Когда черной кошке легче всего пробраться в дом? (Когда дверь открыта)
Пословицы, поговорки, изречения о книге
1. Кто много читает, тот много в жизни знает.
2. Испокон века книга растит человека.
3.Книга твой друг, без нее как без рук.
4. Книга в счастье украшает, а в несчастье утешает.
5. В доме ни одной книжки- плохие у хозяина делишки.
6. Одна книга тысячи людей учит.
7. Книжные странички похожи на реснички – глаза открывают.
Уважаемые посетители сайта “Сказки для Машенек”! На этой странице вы найдёте материалы по следующим темам: Детские загадки. Детские загадки с ответами. Новые детские загадки. Бесплатные детские загадки.
Для чего нужны загадки?
Известно, что маленькие дети любят загадки . Многие загадки все мы помним с детства. «Красная девица сидит в темнице, а коса на улице, что это?» Ну конечно же, морковка. Русских народных загадок про овощи – хоть пруд пруди. «Сидит дед, во сто шуб одет, кто его раздевает, тот слёзы проливае, что это?» Лук! – весело ответят вам дети, даже не думая над ответом.
Или возьмем загадки , которые воспитатели загадывают малышам в детском саду . Очень часто, во время тематического занятия или других познавательных мероприятий детям предлагают отгадать загадки , связанные с темой того или иного занятия , при этом детям даётся очень много «наводящих» подсказок. Ну вот, к примеру, загадка для занятия , посвященного правилам дорожного движения в дошкольном учреждении:
Руль, седло и две педали,
Два блестящих колеса.
У загадки есть ответ -
Согласитесь, ответ напрашивается сам собой. Загадки такого типа очень даже полезны. Правда, они развивают у детей не столько сообразительность, сколько чувство коллективизма, сопричастности к происходящему вокруг – дети легко угадывают искомое слово и они рады, что все вокруг тоже его угадали, кто-то выкрикнул ответ на загадку чуть раньше и счастлив от этого, другому показалось, что первым был именно он, и он счастлив не менее, третьему просто нравится кричать вместе со всеми.
Но что же такое загадка ? В словаре Ожегова находим, что загадка – это “изображение или выражение, нуждающееся в разгадке, истолковании” . Однако популярные загадки часто не нуждаются в разгадке – разгадывание общеизвестных народных загадок превратилось в своеобразный ритуал – тот, кто загадывает загадку , знает, что тот, кто эту загадку отгадывает, скорее всего, уже знает правильный ответ. В ситуации с загадками для дошкольников в детских садах происходит примерно то же самое. С одной стороны, это очень даже здорово, что всех нас, в каком-то смысле, объединяет это знание. Но согласитесь, в описанных ситуациях теряется сама сущность загадки, ведь загадка это, прежде всего тайна, нуждающаяся в разгадке, а тайна, известная всем, уже не совсем тайна. Ведь при проведении формального детсадовского утренника воспитателю важно только то, чтобы не было “сбоев”, поэтому загадывать новые интересные и/или сложные загадки, как правило, не входит в цель подобных мероприятий.
Другой тип загадок - новые загадки, которые требуют определенных умственных усилий от ребенка, такие загадки должна быть действительно новыми , и, если и не уникальными, то хотя бы не «с бородой» (если это выражение, применяемое к описанию анекдота, можно применить по отношению к загадке). Такие загадки могут загадывать и родители своему ребёнку. Каждый может придумать собственные новые загадки для детей . Для этого достаточно вспомнить, что у вас есть фантазия.
Впрочем, к какому из описанных выше типов не относилась бы та или иная загадка , она, несомненно, станет ещё одним кирпичиком в том фундаменте, который вы закладываете для гармоничного развития вашего ребенка .
Все знают, насколько интересно отгадывать загадки.
Причем, отгадывать загадки любят не только дети, но и взрослые. Конечно, загадки для детей и взрослых
отличаются друг о друга. Но созданы они по одному принципу. Любовь к загадкам
прививается всем нам с детства. Многие помнят загадки с этого времени, и уже
пересказывают их своим детям и внукам. Существуют загадки на различные темы,
сферы деятельности.
В первый раз ребенок знакомится с загадками в детском
саду или дома. Воспитатели детского сада часто используют их во время занятий
для их лучшего усвоения. Для этого специально подбираются тематические загадки,
а само занятие содержит наводящие к отгадке подсказки. Для примера, загадки для
занятия, посвященному временам года.
Несу я
урожаи,
Поля вновь засеваю,
Птиц к югу отправляю,
Деревья раздеваю,
Но не касаюсь сосен
И елочек. Я...
(Осень)
Солнце
печет,
Липа цветет.
Рожь колосится,
Золотится пшеница.
Кто скажет, кто знает,
Когда это бывает?
(Лето)
В этом
случае загадки помогают детям усвоить полученную от воспитателя информацию. Но
полезны они не только этим, коллективное отгадывание загадок развивают у детей
чувство сопричастности к окружающему миру, коллективизма. Вместе дети легко
находят ответы. Кому-то нравится хором давать ответы, а кто-то счастлив от
того, что он нашел ответ чуть раньше остальных. Но все они заняты одним, очень
важным для них делом – они познают мир. И это назначение загадки не менее
важно, чем чтение книг или слушание устных уроков.
Мне нравится: |
текст: Екатерина Чинарова
www.smartkids.ru
"Отчего утки плавают? Без чего хлеба не испечешь? Зачем в стакане вода?" - кто из нас ребенком не мучался поиском ответа на эти вопросы. Редко кому удавалось добраться до отгадки самостоятельно. Прекрасно помню, как папа разъяснил мне, «что делал слон когда пришел на поле он?» - это не про торт Наполеон, и не про французского императора, а про слона, который пришел на поле. Загадки существуют в любой культуре: они являются универсальным интеллектуальным тренажером, который тренирует память, развивает мышление и обогащает речь.
Загадка - это вид устного народного творчества, где в сжатой, образной форме даются наиболее характерные признаки предметов или явлений. Загадки имеют несколько функций: познавательную, магическую, дидактическую и игровую. Лингвист и этнограф И. Седакова считает, что загадывание загадок - особый вид ритуально-игрового поведения, вербальный акт, в котором один участник предлагает зашифрованное высказывание о некоем предмете или явлении, а другой должен назвать денотат. Любая загадка состоит из иносказания (вопроса) и его расшифровки (ответа).
Что же касается детского развития, то загадки стоит обязательно сделать частью вашей повседневной жизни. Загадки развивают метафоричное мышление, так как предполагают отгадывание, додумывание на основе имеющейся информации. Загадки к тому же обогащают детский лексикон, демонстрируя переносное значение слов. Вместо радуги - „крашеное коромысло”, вместо аквариума - „прозрачный дом”, а морковка и вовсе превращается в „девицу в темнице”. Ну и, наконец, загадки - это весело и здорово!
С чего начать?
Загадка как интеллектуальный тренажер привлекательна и тем, что абсолютно доступна. Начинать лучше всего с чтения ребенку загадок-стихов . Они нравятся детям, а за счет рифмы легче отгадываются. «Два брюшка, четыре ушка». Что это? Конечно, "подушка", - с удовольствием подсказывает ребенок. А вот еще:
Сидит дед,
В семь шуб одет,
Кто его раздевает,
Тот слезы проливает. (лук)
Кругом вода, а с питьем беда (море)
Крупно, дробно зачастил,
Всю землю напоил (дождь).
По синему морю
Белые гуси плывут (небо и облака).
Кто у рыбака держит червяка? (рыба)
У маленькой скотинки
Сто серебряных монеток в спинке (рыба).
Выпуча глаза сидит,
По-французски говорит,
По-блошьи прыгает,
По-человечьи плавает (лягушка).
Без рук, без ног,
На брюхе ползет (червяк)
По горам,
По долам
Ходит шуба
Да кафтан.
(баран)
Маленький рост,
Длинный хвост,
Серая шубка,
Острые зубки.
(мышка)
С виду клин,
А развернешь - блин.
(зонтик)
Собака не лает,
А в дом не пускает.
(замок)
Сильнее солнца,
Слабее ветра,
Ног нет, а идет.
Глаз нет, а плачет.
(туча)
Голубая простыня весь свет одевает.
(небо)
Сидит на крыше всех выше.
(антенна)
Не куст, а с листочками.
Не рубашка,
А сшита.
Не человек,
А рассказывает.
(книга)
Сучки - рогатые,
Плоды - крылатые,
А лист - ладошкой,
С длинной ножкой.
(клен)
Маленький,
Удаленький,
Сквозь землю прошел,
Красну шапочку нашел.
(гриб)
Сидит дед, во сто шуб одет.
Кто его раздевает,
Тот слезы проливает.
(лук)
Поле не меряно, овца не считаны,
Пастух рогатый.
(небо, звезды, месяц)
Стучат, стучат,
Не велят скучать:
Идут, идут,
А все тут да тут.
(часы)
Пришли мужички без топоров,
Срубили избу без углов.
(муравьи, муравейник)
Хвост с узорами
Сапоги со шпорами,
Ночью распевает,
Время считает.
(петух)
По сеням ходит, а в избу нейдет.
(дверь)
Четыре брата
Под одной шляпой стоят,
Одним кушаком перевязаны.
(стол)
Новая посуда вся в дырах.
(решето, сито, терка)
Бьют меня палками,
Жмут меня камнями,
Держат в огненной пещере,
Режут меня ножами.
За что меня так губят?
За то, что любят.
(хлеб)
Подогрела чайка чайник,
Пригласила девять чаек.
Прилетели все на чай.
Сколько чаек, отвечай?
(девять)
Без рук, без ног, а рубашку носит.
(подушка)
Бежит по канатику тонкому.
Войдет в пузырек -
Засветит огонек.
(электрический ток)
Его пинают, а он не плачет.
Его бросают, - назад скачет.
(мяч)
Сижу верхом
Не знаю на ком,
Знакомца встречу,
Соскочу - привечу.
(шапка)
Отгадай загадку, кто мы?
В ясный день сидим мы дома.
Если дождь, у нас работа -
Топать - шлепать по болотам.
(резиновые сапоги)
Два конца, два кольца, посередине гвоздик.
(ножницы)
Ела - ела дуб, дуб;
Поломала зуб, зуб.
(пила)
Она, как змейка,
В траве мелькает.
Хвостом виляет.
Хвост оборвет -
Новый наживет.
(ящерица)
Черный Ивашка,
Деревянная рубашка:
Где пройдет,
Там след останется.
(карандаш)
Кланяется, кланяется.
Придет домой -
Растянется
(топор)
Конь стальной, хвост льняной
(иголка с ниткой)
Зимой - звезда, весной - вода
(Снежинка)
Когда ребенок подрастет, можно загадывать загадки посложнее:
Поле бело, семя черно, кто его сеет, Тот разумеет. (письмо)
Сама черная, ест зеленое, дает белое (Корова).
Черная кошка лезет в окошко (ночь)
Его ждали, его звали, а пришел - как побежали! (дождь)
Кто на себе свой дом носит? (улитка)
Кто на всех языках говорит? (эхо)
Что мост мостит без топора? (лед)
Какой колокольчик не звенит? (цветок)
Жидко, а не вода, бело, а не снег (молоко)
Два братца в одну сторону глядят? (глаза)
Горшочек умен: восемь дырочек в нем (голова)
Накормишь - живет, напоишь - умрет (огонь)
Да в ней намёк
Дети хорошо воспринимают литературные загадки , по сказкам. Я составила серию таких загадок, когда моему ребенку было 6-7 лет. Нужно угадать сказку и литературного персонажа:
Он ее поймал и отпустил. Она его отблагодарила, но потом наказала за жадность. (Сказка о золотой рыбке)
Девочка погналась за кроликом и провалилась в нору. Там с ней произошло много чудес (Алиса в стране чудес).
У младшего сына не было ничего, зато ему достался кот. Да не простой, а очень умный (Кот в сапогах).
Одна хвастливая птица поплатилась за свое самодовольство и осталась без обеда (Ворона и лисица).
У девочки папа был директором зоопарка, она любила путешествовать по другим планетам и собирать невиданных зверей («Приключения Алисы» Кир Булычев)
Главный герой этой поэмы очень рассеянный и носит вместо валенок перчатки (Рассеянный с улицы Бассейной).
Вся сила этого старика спрятана в его бороде (Старик Хоттабыч)
Он от всех убежал, кроме одной хитрой и рыжей (Колобок)
Лучшая в мире няня, умевшая летать на зонтике (Мэри Поппинс)
Две сказочных рыбы, исполнявших желания («Золотая рыбка» и «По щучьему велению»).
4-5 летним детям очень нравятся загадки-обманки . С виду они похожи на загадки в стихах, но они сложнее первых. Рифма сбивает малыша с толку: кукарекает спросонок милый, добрый... Трудно удержаться от поросенка, хотя правильный ответ „петух”. Стихотворную форму легче запомнить, а „ошибки-оговорки” вызывают приступ общего смеха.
Детские загадки хороши к определенному случаю . На огороде - огородные („Сто одежек и все без застежек”), дома - хозяйственные („Пыль увижу - заверчу, заверчу и проглочу”), за столом - застольные («Сама не ест, а людей кормит»). Наша любимая загадка: «Что за обедом всего важнее?». Оказывается, рот.
Логические загадки
Особое место занимают загадки логические задачки, которые „под яркой обложкой” не выглядят скучно. Пример: две матери, две дочери да бабушка с внучкой. Сколько всего? Или: один кирпич весит один килограмм и еще полкирпича. Сколько весит один кирпич?
Прекрасным источником логических задач являются книги Якова Перельмана.
Когда цапля стоит на одной ноге, то она весит 3 кг. Сколько будет весить цапля, если встанет на две ноги? (3 кг)
Теперь мой сын моложе меня втрое. Но пять лет назад он был моложе меня в четыре раза. Сколько ему лет? (15).
Что больше весит - 1 кг ваты или 1 кг железа? (одинаково)
В кафе встретились три друга: скульптор Белов, скрипач Чернов и художник Рыжов. "Замечательно, что у одного и нас белые, у другого чёрные, а у третьего рыжие волосы, но ни у кого цвет волос не соответствует фамилии", - заметил черноволосый. "Ты прав", - сказал Белов. Какой цвет волос у художника?
Загадка Эйнштейна. Эту головоломку, согласно легенде, Альберт Эйнштейн создал для того, чтобы тестировать кандидатов в ассистенты на способность к логическому мышлению. Задача подразумевает умение оперировать в уме закономерностями, связанными сразу с пятью признаками. Итак, условие:
5 разных человек в 5 разных домах разного цвета, курят 5 разных марок сигарет, выращивают 5 разных видов животных, пьют 5 разных видов напитков.
Норвежец живет в первом доме.
Англичанин живет в красном доме.
Зеленый дом находится левее белого.
Датчанин пьет чай.
Тот, кто курит Rothmans, живет рядом с тем, кто
выращивает кошек.
Тот, кто живет в желтом доме, курит Dunhill.
Немец курит Marlboro.
Тот, кто живет в центре, пьет молоко.
Сосед того, кто курит Rothmans, пьет воду.
Тот, кто курит Pall Mall, выращивает птиц.
Швед выращивает собак.
Норвежец живет рядом с синим домом.
Тот, кто выращивает лошадей, живет в синем доме.
Тот, кто курит Philip Morris, пьет пиво.
В зеленом доме пьют кофе.
Вопрос: КТО РАЗВОДИТ РЫБОК?
Загадки с подвохом
Эти загадки мы хорошо помним - пришлось поломать голову в детстве. Какой рукой лучше размешивать чай? Не важно, ответишь ли правой или левой. Лучше всего чай размешивать ложкой!
Вы сидите в вертолете, перед вами конь, сзади верблюд. Где вы находитесь? (На карусели)
Что ответила Агата Кристи на вопрос "О чем вы думаете, когда моете посуду?" (Об убийстве)
Шли 3 поросенка. Одни - впереди двух, один - между двумя, один - позади всех. Как шли поросята? (друг за другом)
На какой вопрос нельзя ответить нет? (вы живы?)
Шел охотник мимо башни с часами. Взял ружье и выстрелил. Куда он попал? (в милицию)
Летела стая уток. Одна впереди, две позади. Одна позади и две впереди. Одна между двумя и три в ряд. Сколько летело уток? (три)
Учимся мыслить
Познавательное мышление - это наша способность исследовать мир и систематизировать подход к изучению. Оно начинается с «почему?», с любопытства, которым обладают все малыши, и, конечно, с загадок. Загадывая загадку, не спешите с ответом. Сделайте паузу.
Мамы обычно спешат с ответами, а строгие папы, наоборот, мучают детей таинственностью. Быстрые отгадки - это неинтересно, да и вредно. Так мы лишаем ребенка чуда познания, и он привыкает „потреблять” готовую информацию и теряет интерес к загадкам вообще. Задавая трудную загадку и не помогая ребенку делать умозаключение с помощью наводящих вопросов, мы тоже оказываем ему „медвежью услугу”. Главное, дать ребенку понять, что все признаки предмета, о котором идет речь, необходимы и значимы. Надо просто уметь их выделить и сопоставить.
Не беда, если ребенок не отгадал загадку. Как показывает практика, процент угадывания без подсказки взрослого у ребенка 4-5 лет невелик. Значение в данном случае имеет не результат, а процесс. Потому что с помощью загадки мы помогаем малышу увидеть предмет или явление по-новому.
Загадки - отличное средство для развития так называемого лингвистического мышления. Чем больше ребенок играет со словами и звуками, тем лучше ему будет удаваться чтение и письмо в школе.
Когда черной кошке лучше всего пробраться в дом? Стереотипный ответ - ночью. Оказывается, когда дверь открыта.
Зачем (за чем) вода в стакане? Ребенок пытается придумать причину - чтобы пить, и не замечает ловушки. Верный ответ: за стеклом.
Один поезд едет из пункта А в пункт В с опозданием 10 минут, а другой - из пункта В в пункт А с опозданием 20 минут. Какой из этих поездов будет ближе к пункту А, когда они встретятся? Ответ: на середине.
Такие задачки с "подвохом" стандартным образом не решишь. Загадка - не только "экзамен на знания" или "проверка на смекалку", но и толчок к развитию нестандартного мышления.
Загадки собственного производства
Следующий шаг - создание собственных загадок. Джанни Родари, опытный "загадывальщик", выделил четыре основных этапа создания загадок: "отстранение - ассоциация - метафора - форма".
Сначала предмет (например, морковка) берем из контекста и описываем его как "оранжевый овощ, который растет в земле, но зеленые "вершки" оставляет на улице. Затем сравниваем морковку с чем-то или кем-то - растет, сидит, хвост как коса, и приходим к метафоре: красная девица в темнице, а коса - на улице. То есть, даем предмету метафорическое определение. При желании все это облекаем в красивую стихотворную форму.
На что похож снег, спрашиваем у ребенка. На вату, на хрустящие хлопья, мух. Что делает снег? Падает, кружится, ложится ровным слоем и сугробами. А когда лежит на земле - на что похож? На одеяло, на покрывало. Когда тает - течет. Вот и выйдет что-то подобное: "Мягкое, белое лежало одеяло, солнце напекло - одеяло потекло". Или так: "Вился, вился белый рой. Сел на землю, стал горой".
Психологи считают, что, придумывая детские загадки, важно соблюдать ряд условий.
Во-первых, "зашифровывать" в загадку самые характерные признаки предмета, явления, действия. Например, маленькая, серенькая, с хвостом, любит сыр - практически исчерпывающая информация о мышке.
Во-вторых, количество этих признаков должно зависеть от возраста ребенка: чем старше, тем меньше "подсказок", тем сложнее и интереснее отгадывать. Малыш как бы сдает экзамен: хорошо ли он знает свойства и качества окружающих предметов? Загадывая сам, он учится "оперировать" этими знаниями, использует их "в деле".
И, наконец, сам предмет и его признаки должны быть знакомы ребенку. Оперируйте такими известными свойствами, как цвет, форма, размер, сравнительные характеристики. Отличный прием - аналогия или сравнение. Замок похож на собачку, потому что "сторожит" дом: "Не лает, не кусает, а в дом не пускает". Крапива - на огонь: "Не огонь, а жжется". Паутина - на "сито", потому что она "свита": "Висит сито - не руками свито". И так далее.
Приятного вам загадывания и отгадывания! Напоследок - загадка: почему загадки опасны?
Умение отгадывать загадки – один из мощнейших способов развития мышления малыша. Ранее речь уже шла об их значении в развитии такой операции мышления как сравнение. Но развивается также наблюдательность, умение анализировать текст и прочее.
Игры отгадывать загадки
Всё это хорошо, -- скажет родитель и даже педагог. Но сперва надо как-то научить малыша отгадывать загадки. А как научить их отгадывать, к примеру, четырёхлетку, да и тех, кто постарше?
Вопрос правомерный. Действительно, как?
Загадки-описания
Первая группа загадок – самые простые описания вещей. Сперва это предметы ближайшего окружения.
Пример загадочного описания.
У этого него есть 4 ножки, квадратное сиденье и спинка. Назови предмет.
Для ребёнка постарше добавляются сведения: предмет может быть изготовлен из дерева, пластмассы, металла. По сути дела – это описательный рассказ. И по описанию малышу надо вычислить сам объект поиска.
Для ребят постарше есть любимые ими загадки-рифмовки:
У реки большая драка.
Эта драка из-за … (рака)
Иногда рифмовки с подвохом. в них по рифме идёт один ответ, а по содержанию другой.
Белым снегом всё одето -
Видно, наступила …
(зима/лето)
Кукарекает спросонок
Милый, добрый …
(поросёнок/петушок)
Часто дети живут в очень узком мирке, исключающем самые обычные вещи. Такие задания растягивают кругозор, активизируя наблюдательность.
Вторая группа – очень похожа на предыдущую. Но сведений о загаданной вещи намного меньше. Например,
Он растёт в воде.
Его любят везде.
Годен для каши,
Ест его Маша.
Годен для плова,
Ест его Вова.
Для отгадки необходим элементарный анализ, которому малыша полезно научить.
Схема анализа
- Неизвестен предмет.
- Что мы про него знаем? Растёт в воде.
- Что растёт в воде? Трава, рыба.
- Что ещё знаем? Кашу варят из него.
- Рыба подойдёт? Нет.
- Ещё плов из него варят. Что нужно для плова? Рис.
- Рис растёт в воде? Да.
- Значит, неизвестный предмет -- рис!
Вот и найдена отгадка. Только надо учить ребёнка рассуждать и задавать вопросы. Этому может способствовать приведённая ниже игра.
Игра Лучо Родиче Отгадайка
- интеллекта,
- накопления культурного багажа.
Правила игры.
Один игрок загадывает какой-то предмет. Остальные должны его угадать, задавая вопросы. Отвечать только «Да» или «Нет».
Чтобы интерес к игре не потерялся, ребятам надо показать, как правильно задавать вопросы. Читаем стих.
- Загадала я предмет.
- Это лейка?
- Не лейка?
- Это кошка?
- Может, кнопка?
- Значит, пробка?
- Не могу найти ответ.
Потом спрашиваем детей, почему предмет не угадали? Потому что неправильно задавали вопросы. Смысл вопросов: узнать о загаданном предмете максимум информации.
Показываем, как правильно задавать вопросы для отгадывания.
Мальчик загадал слово «коза».
Вопросы – ответы:
- Предмет живой? Да.
- Это человек? Нет.
- Это животное? Да.
- Дикое животное? Нет.
- Домашнее животное? Да.
- Живет с человеком? Нет.
- Живёт в хлеву? Да.
- Даёт молоко? Да.
- Это корова? Нет.
- Это коза? Да.
Для ребят постарше и школьников правила игры постепенно усложняются:
- ограничиваем число задаваемых вопросов;
- усложняем загадываемые предметы.
Загадка про стул могла бы в этом ракурсе выглядеть так.
Играют мама и ребёнок. Ребёнок загадывает вещь. Условие: в первой игре предмет должен находиться в пределах видимости. Предположим, ребёнок загадал слово «стул». Мама задаёт вопросы:
- Предмет живой? Нет.
- Я его вижу? Да.
- Он деревянный? Да.
- У него четыре ножки? Да.
- На нём едят? Нет.
- На нём спят? Нет.
- На нём сидят? Да.
- Это кресло? Нет.
- Это стул? да
Потом мама и ребёнок меняются ролями. При появлении у ребёнка затруднений (а он будет затрудняться) с постановкой вопросов, надо помочь.
Загадки со сравнениями и переносным смыслом
Третья группа – загадки со сравнениями и переносным смыслом. Малышу сложно отгадать загадки такого свойства – знаний не хватит. Без взрослого тут не справиться!
Вот такой у нас диалог вышел с шестилетним гражданином по поводу загадки:
Скатерть бела всю землю одела. (Снег)
- О чём говорится в загадке? О скатерти.
- Дома у мамы есть скатерть? Да.
- Зачем она нужна? Стол накрывать.
- Скатерть очень большая, хватит на всю землю? Нет (смеётся).
- Так это настоящая скатерть всю землю накрыла? Нет.
- А что похожее на скатерть на земле лежит?
- Снег!
Самое главное в отгадывании загадки не то, насколько быстро она будет отгадана. Главное, что малыш искал отгадку, размышлял.
Учите дошколят отгадывать загадки. Сайт Нестандартные дети желает вам успехов!
Как можно интересно и вместе с тем с пользой провести время? Вы подумали о телевизоре, компьютерных играх, интернете? Не угадали! В увлекательную игру можно превратить разгадывание головоломок, шарад, логических задач. Но даже самая обыкновенная загадка требует правильного подхода. Так, как отгадать загадку?
«Загадочная» история
Когда появились первые загадки – не известно. Упоминание о них есть и в древнегреческих мифах, и в русских сказках. Загадки чаще всего выступают неким испытанием, через которое должен пройти герой. Через загадки передавалась народная мудрость, представления об окружающем мире, о связи предметов и явлений и т. д. Отношение же к загадке как к развлечению сформировалось гораздо позднее.
Зачем нужны загадки
Загадка представляет собой описание предмета или явления, данное в иносказательной форме. Объект в загадке не называется напрямую. Понятие о нем дается через образы, схожие явления, отдельные признаки, сравнения или отрицания.
Поэтому поиск ответа помогает познавать мир, развивает внимательность, наблюдательность. Мы учим детей отгадывать загадки, чтобы привить образное мышление, показать красоту русской речи (на примере народных загадок). Ребусы помогают в овладении грамматикой, головоломки развивают логику и сообразительность.
Секреты разгадывания
Главное в любой задаче – детали. Если нужно отгадать загадку, следует:
- внимательно выслушать или прочитать; не спешить с ответом;
- выявить наиболее важные признаки объекта, но не отбрасывать и второстепенные;
- установить связь между признаками или с другими объектами;
- объединить эти признаки;
- остается сделать вывод, т. е. сказать отгадку.
- в завершении нужно обосновать ответ, чтобы убедиться в его правильности.
Каждому возрасту – свои загадки
Маленькие дети лучше воспринимают загадки, когда «отгадка» у них перед глазами или в виде иллюстрации в книге. Ведь у малышей может просто не хватить знаний, опыта сравнений. Замечательно подходят рифмованные загадки, где ответ напрашивается сам собой.
Лет с 4 можно прибегать к образным сравнениям, а позже и к построенным на отрицании загадкам (Не лает, не кусает, а в дом не пускает).
Младшие школьники любят загадки-обманки, в которых предполагаемая рифма не является правильным ответом: Быстрее всех от страха несется…(черепаха?) – заяц.
Разнообразить учебную деятельность помогают ребусы, шарады. Например, когда часть слова заменяют картинки или цифры (слово «незабудка» изображается как слоги «неза» и собачья конура).
Особняком стоят задания, развивающие логическое мышление и сообразительность:
- Что легче 1 кг яблок или 1 кг песка?
- От чего плавает утка?
- Петя и Саша пробежали вместе 60 км. Сколько пробежал каждый?
Таким образом, разгадывание загадок – увлекательный процесс, итогом которого может стать соревнование на придумывание собственных головоломок.
Как отгадывать загадки?Загадки развивают у детей умение выделять существенные признаки предмета или явления, доказывать правильность своего решения, а также репродуктивное воображение (т.е., способность создавать образ предмета по его словесному описанию). Однако, чтобы процесс отгадывания загадки имел развивающий эффект, необходимо формировать у ребенка определенные умения.
Нужно научить ребенка выделять указанные в загадке признаки неизвестного объекта и сопоставлять эти признаки между собой. Такое сопоставление и приводит постепенно к отгадке.
Неумение выполнять эти действия затрудняет поиск правильного ответа.
Так, часто отгадки строятся на основе только какого-нибудь одного признака наиболее яркого и понятного. Другие признаки просто игнорируются. Или учитываются все признаки, кроме одного, но очень важного. В результате загадка остается неразгаданной. Бывает и так, что ребенок сознательно отбрасывает один из названных в загадке признаков, если он мешает предполагаемой отгадке, или заменяет его своим, соответствующим кажущейся отгадке.
Для правильного, хорошо обоснованного ответа, ребенок должен научиться выделять все признаки, названные в загадке. Пока загадка не разгадана, нельзя сказать, какой из приведенных признаков является наиболее важным. Это можно понять только после того, как загадка отгадана, на основе сопоставления указанных признаков. Вот почему при отгадывании нужно исходить из того, что все признаки необходимы и одинаково значимы.
Если ребенок затрудняется найти решение, не нужно сообщать отгадку сразу и растолковывать ответ даже в том случае, когда малыш просит об этом. Главное – не в быстром темпе отгадывания, а в том, чтобы был найден правильный ответ как результат правильного умозаключения. Быстрые подсказки лишают ребенка возможности думать. Он привыкает к готовым ответам и постепенно теряет интерес к загадкам вообще.
Кстати, совсем маленьким деткам лучше загадывать загадки на наглядном материале, т.к. строить мысленный образ они еще не умеют.
Практическое задание
Загадайте загадку своему ребенку.
От 0 до года
Кто этот малыш?
Сядьте напротив зеркала, посадив малыша к себе на колени. Спросите: "Кто этот малыш?". Помашите детской ручкой и скажите: "Привет, малыш".
Спросите: "Где у малыша ножки?" Помашите детскими ножками и скажите: "Привет, ножки".
Продолжайте задавать вопросы и совершать движения различными частями тела ребенка.
Качайте головой, машите ручкой, хлопайте в ладоши и так далее.
Эта игра в загадки стимулирует мозговую деятельность ребенка, ускоряет речевой процесс.
От 1 до 4 лет
Таким деткам подойдут любые наглядные загадки.
Чьи детки?
Взрослый показывает ребенку картинки с изображениями животных: кошки, собачки, козленка, коровы. Ребенок называет животных, угадывая, какие звуки они издают. Затем взрослый предлагает поиграть в игру:"Чьи детки?", когда надо подобрать к картинкам "животных-взрослых" картинки, изображающие их детенышей.
Круглое-квадратное.
После изучения, что такое круг и квадрат, попросите ребенка найти в своем уголке круглые игрушки, квадратные, найти в комнате круглые предметы и квадратные.
Чтение мыслей.
Взрослый говорит ребенку: "Я загадал то, что у тебя на голове". Ребенку предлагается отгадать. Отгадка: "волосы". "Я загадал то, что плавает в аквариуме". И т.д. и т.п.
От 5 и старше
Таким деткам уже подойдут словесные загадки. Вот загадки на букву А
Листья клена пожелтели
В страны юга улетели
Быстрокрылые стрижи.
Что за мeсяц, подскажи?
(Август)
Не летает, не жужжит, жук по улице бежит.
И горят в глазах жука два блестящих огонька
(Автомашина)
Посмотрите, дом стоит, до краев водой налит,
Без окошек, но не мрачный,
С четырех сторон прозрачный.
В этом домике жильцы - все умелые пловцы.
(Аквариум)
На странице букваря тридцать три богатыря.
Мудрецов - богатырей знает каждый грамотей.
(Алфавит)
Стою на крыше - всех труб выше
(Антенна)
К нам приехали с бахчи полосатые мячи
(Арбузы)
В таком порту бывал мой друг,
Где вовсе нет воды вокруг,
Но в этот порт все время шли
С людьми и грузом корабли.
(Аэропорт)