Почему нельзя мыться в церковные праздники? Почему в православные праздники нельзя мыться Нельзя мыться в воскресенье

Все ли приметы одинаково верны?

Иногда, слушая людей старшего поколения, мы узнаем такие приметы и такие предписания, о которых даже и не догадывались. К примеру, регламентация поведения в праздничные церковные дни достаточно сурова: нельзя работать, рукодельничать, злословить, нельзя мыться. Вот насчет первых трех позиций все понятно, но последняя многих удивляет: а что греховного может содержать мытье? Разве это так уж плохо, что запрещено церковью?

Причем народная мудрость заповедает: будешь купаться в церковный праздник - будешь на том свете воду пить (интересно, а что: на том свете воду вообще не пьют?). В общем, согласимся с тем, что работать в большие праздники не стоит, как не стоит и рукодельничать. Хотя насчет последнего можно и поспорить, потому что это раньше рукоделие воспринималось как одна из разновидностей тяжелой работы, а нынче это по большей части хобби. И нельзя не согласиться с тем, что сквернословить нельзя, причем не только в праздники, но всегда. Ругань точно не входит в перечень добродетелей православного христианина.

А вот вопрос о мытье все же требует отдельного разговора.

Итак: почему нельзя мыться в церковные праздники ?

Собственно, а кто сказал, что нельзя? Неужели так говорят священники? Так вот, они как раз ничего подобного и не говорят. Точнее, они говорят о том, что за суетными мирскими делами не следует забывать о том, что всякий церковный праздник - это повод подумать о своей душе.

Следовательно, гораздо лучше привести себя в порядок заранее, а в день праздника просто прийти в церковь и помолиться. Но это рекомендация, а вовсе не запрет. Так что не нужно слушать суеверия и - уж тем более - следовать им.

Интересно, а откуда же взялось это предписание?

Ведь кто-то же это придумал и первым сказал: почему нельзя мыться в православные праздники ?

Думается, что объяснение здесь достаточно простое. Чтобы помыться в старину, нужно было подготовиться: нарубить и натаскать дров, натопить баню, и только потом уже приступать к процедуре мытья. Что же получалось? Получалась тяжелая физическая работа. То есть, вместо того, чтобы идти в церковь, человек занимался физическим трудом. А это, понятное дело, никак не соответствовало церковным правилам.

Сегодня нам для мытья не нужно рубить дрова и топить печь. Нам вполне достаточно открыть два крана и набрать ванну воды. Или же вообще принять душ. Именно поэтому старое правило в наше время и не работает.

И нет греха в чистоте

А вообще, на Руси, в отличие от многих европейских стран, мыться любили много и часто. А какой грех в чистоплотности? Никакого.

Кстати говоря, именно католические священники в Средние века говорили о том, что мытье означает не что иное, как потеха для тела, а тешить тело - это впадать в грех. Вот и ходили люди грязными и в нестираной одежде. Некоторые вообще контактировали с водой три раза в жизни: при крещении, перед свадьбой и уже после смерти, при омовении.

Что в итоге получалось? Эпидемии чумы, холеры и прочих страшных заболеваний. Самое интересное то, что и средневековые лекари искренне верили, что при купании человек открывает свое тело микробам. Если даже и врачи, то о чем вообще можно говорить?

В итоге вывод напрашивается сам собой: уже лучше вымыться в церковный праздник, чем не делать этого вообще.

– это те дни, которые человек должен посвятить Богу и своему общению с церковью. Такой взгляд на эти дни свойственен всем мировым религиям. Лучше всего этот день начать с молитвы, посетить храм, или , выполнить какие-либо другие религиозные ритуалы, относящиеся к конкретному дню. Это самое правильное, делать во время церковного праздника.

Уже после того как вы посетили богослужение, можно и мыться, и делать уборку дома, и выполнять другие свои дела. Смысл запрета не в том, чтобы вообще не мыться или не убирать ничего дома в праздник, а в том, чтобы не подменять общение с Богом в эти дни ничем другим. В первую очередь религиозные дела, а уже во вторую – личные, мирские.

Тем не менее праздничные и воскресные дни – особенные, ведь не зря считается, что шесть дней нужно работать, а седьмой отдавать Богу. Поэтому лучше целиком посвящать их милосердию, заботе о ближних, изучению Слова Божьего и другим добрым делам. А уборку хорошо бы предусмотрительно закончить в , чтобы воскресенье встретить в чистом доме.

Если человек в праздник не работает, потому что нельзя, а в церковь все равно не идет – это уже простое суеверие, и это неправильно.

Религиозные праздники, когда нужно мыться

Существуют особенные дни, когда мытье и уборка входят в церковные ритуалы. Например, это всем известный Чистый Четверг, когда следует не только помыться самому, но и очистить весь дом, постирать все и проследить, чтобы дети в семье тоже не забыли помыться.

Еще один праздник, который подразумевает водные процедуры – Крещение. В этот особенный день люди в России окунаются в прорубь, а те, которые не имеют возможности сделать это, должны хотя бы помыться дома под душем.

Когда запрещено купаться

Ильин день – это время, после которого наступает «официальный» запрет на купание в природных водоемах. Отмечают его 2 августа. В народе говорят: «Святой Илья в воду написал».

После второго августа обычно устанавливается переменчивая погода с холодными ночами, и температура воды перестает быть подходящей для купания.

Суеверия

Существует множество суеверий, связанных с различными православными праздниками. Например, считается, что в день св. Иоанна нельзя пользоваться ножами, а особенно опасно разрезать любые круглые предметы. Говорят, что в Рождество нельзя шить, это дурная примета. А на Сретение запрещены поездки, особенно дальние. Под Благовещение же не рекомендуется девушкам заплетать косы. Церковь не одобряет эти суеверия, считая их заблуждениями.

Приметы и мнения священников, относительно купания в православные праздники.

Сейчас существует огромное количество поверий относительно церковных праздников. До наших времен дошло мнение, что в большие церковные праздники, такие как и Троица, Благовещение, даже «птица гнезда не вьет». В статье мы разберемся, можно ли купаться в праздники.

Можно ли мыться, купаться в большие православные церковные праздники взрослым?

Многие оправдывают свою лень и прикрываются божественными праздниками. На самом деле это неправильно, так как мнение священнослужителей в этом вопросе достаточно определенные. Священнослужители считают, что все рабочие дела, физический труд, какие-то неотложные работы в церковные праздники делать можно. Но выполнение этих дел не должно быть вместо посещения храма. То есть верующий человек должен посетить храм.

После молитвы и богослужения, можно приходить домой и заниматься своими делами. То есть, можно шить, вязать, стирать, мыться, купаться.

На Руси Христианство народу навязывалась, поэтому одним из способов заставить людей приходить в храм, было осуществить запрет. Сказать, что если вы не будете посещать храм, Бог вас накажет.


Можно ли мыть голову, ходить в баню в православии: приметы, мнение священника

В те времена не работали бани и парикмахерские в Прощенное, Вербное и, вообще, любое воскресенье. Это было сделано для того, чтобы люди вместо какой-то физической работы, отдыха, приходили в храм. Точно также дела обстояли не только с воскресеньями, но и с православными праздниками. Такими как Троица, Благовещение, Пасха.

Мнение священника:

  • Сейчас вера никому не навязывается, поэтому верующие люди самостоятельно в православные праздники идут в церковь. Они свое время тратят на то, чтобы помолиться и осуществить богослужение. Соответственно этот день полностью посвящается молитвам и служению Богу.
  • Ну если в этот день есть какие-то неотложные дела, вы посетили храм, помолились, то все домашние дела, такие как стирка, готовка, уборка, и купание осуществлять можно. То есть мыться, купаться, мыть голову в православные праздники можно. Священнослужители приветствуют приход в храм чистого человека.
  • Ни в коем случае нельзя оправдывать свою лень и откладывать какую-то физическую работу, труд на огороде из-за православного праздника. Это делать запрещено.

То есть все традиции относительно запрета на физический труд, уборку в доме, приготовление пищи, вышивание, шитье, является не больше чем приметами и традициями, которые пришли к нам еще со времен Руси, когда христианство навязывалось.


Можно ли купать детей в большие православные церковные праздники?

К сожалению детям не объяснишь, что в православный праздник, такой как Рождество, Сочельник и Радоницу пачкаться нельзя, копаться в грязи тоже не стоит. Особенно дети 1-3 лет могут шкодничать, пачкаться. Откладывать на следующий день мытье или купание ребенка не стоит.

Перед посещением храма в Покров день, перед Рождеством ребенка нужно помыть, привести в порядок, причесать и прийти с ним на богослужение. После этого, если ребенок запачкается, его можно мыть и купать независимо от того, какой это день. В православные праздники гигиенические процедуры осуществлять необходимо.


Как видите, священнослужители разрешают заниматься домашними делами, уборкой, приготовлением еды, купанием, мытьем головы в православные праздники. Это можно делать в том случае, если эти дела не осуществляются вместо посещения храма. После посещения церкви, вы можете заниматься чем хотите.

Может быть, суеверная традиция, запрещающая работать в божьи дни, имеет иное происхождение, однако сейчас она исказилась до такой степени, что в некоторых семьях даже опрокинутый кошкой в Пасхальное воскресенье или иной двунадесятый праздник горшок с цветком лежит нетронутым до буднего дня. Ибо за прикосновение к венику и совку в этот день «Бог накажет». Давайте разберёмся, что можно, а что нельзя делать в церковные праздники.

Многие воцерковлённые люди считают любую работу в воскресенье или в дни церковных праздников чуть ли не грехом. Пошло это, по всей видимости, с тех времён, когда в воскресный или праздничный день крестьяне с утра шли всей семьёй на службу, а остаток дня предпочитали отдыхать, ведь дней, когда можно не трудиться на барина, было так мало.

Иногда, слушая людей старшего поколения, мы узнаем такие приметы и такие предписания, о которых даже и не догадывались. К примеру, регламентация поведения в праздничные церковные дни достаточно сурова: нельзя работать, рукодельничать, злословить, нельзя мыться. Вот насчет первых трех позиций все понятно, но последняя многих удивляет: а что греховного может содержать мытье? Разве это так уж плохо, что запрещено церковью?

Причем народная мудрость заповедает: будешь купаться в церковный праздник – будешь на том свете воду пить (интересно, а на том свете воду вообще не пьют?). В общем, согласимся с тем, что работать в большие праздники не стоит, как не стоит и рукодельничать. Хотя насчет последнего можно и поспорить, потому что это раньше рукоделие воспринималось как одна из разновидностей тяжелой работы, а нынче это по большей части хобби. И нельзя не согласиться с тем, что сквернословить нельзя, причем не только в праздники.

Религиозные праздники – это те дни, которые человек должен посвятить Богу и своему общению с церковью. Такой взгляд на эти дни свойственен всем мировым религиям. Лучше всего этот день начать с молитвы, посетить храм, исповедаться или причаститься, выполнить какие-либо другие религиозные ритуалы, относящиеся к конкретному дню. Это самое правильное, что нужно делать во время церковного праздника.

Уже после того как вы посетили богослужение, можно и мыться, и делать уборку дома, и выполнять другие свои дела. Смысл запрета не в том, чтобы вообще не мыться или не убирать ничего дома в праздник, а в том, чтобы не подменять общение с Богом в эти дни ничем другим. В первую очередь религиозные дела, а уже во вторую – личные, мирские.

Тем не менее праздничные и воскресные дни – особенные, ведь не зря считается, что шесть дней нужно работать, а седьмой отдавать Богу. Поэтому лучше целиком посвящать их милосердию, заботе о ближних.


Можно ли ходить в баню в церковные праздники

Глубоко верующие люди очень ревностно относятся к соблюдению всех канонов и на протяжении всего года, в отличие от большинства из нас, они строго их придерживаются. Для них в равной степени важны все богослужения, но все же особое значение придается церковным праздникам.Многие из нас считают себя православными людьми, но, что греха таить, не так уж и часто посещают церковь. В глубине души мы понимаем, что так не правильно и следовало бы чаще ходить на богослужения, но каждый раз надуманные причины и реальные проблемы нам препятствуют в этом. И что бы хоть как то восполнить это, мы стараемся не пропустить особо важные для церкви торжества и принять участие в них.

Для многих из нас посещение бани – это возможность хорошо расслабиться, отдохнуть в компании друзей, прекрасно провести время и, в конце концов, оздоровиться. Но при этом некоторые люди думают не только о собственном отдыхе и наслаждении, но и о том, как к вопросу посещении бани относится церковь. Это касается, в первую очередь, глубоко верующих людей, в некоторой степени отношение церкви к посещению бани важно и для тех, кто не хочет нарушать канонов и совершать грехи, несмотря на то, что не считает себя уж слишком глубоко верующим человеком.

Отношение церкви к посещению бани

Издревле баня была местом приема гигиенических процедур – сродни современному душу, поэтому возможность ее посещения не отвергается церковью как таковая, ведь человек должен следить за собой и быть опрятным, однако именно баня всегда была единственным из деревенских строений, которое не освещалось.

В гостях у Банника

Издавна баня на Руси была окружена ореолом особой таинственности. Да это и не удивительно. Баня считалась одновременно и самым чистым и самым нечистым местом. Чистым потому, что здесь, в бане, очищались тело и душа, зарождалось все новое, - недаром перед началом любого важного дела или события, будь то дальняя дорога, крестины, свадьба, большой праздник, было принято хорошо попарится в баньке.

Нечистым - потому что баня была переходным, пограничным местом, межою между миром живых и миром мертвых. В бане никогда не ставили икон. Входили в нее без молитвы, а войдя, снимали нательный крест. Вообще, посещение бани считалось опасным занятием. Верили, что по ночам в гости к домовому бани - Баннику (или Баеннику) захаживает всякая лесная нечисть. Но и днем в бане следовало соблюдать осторожность. Не кричать, не шуметь, не браниться - этого Банник особенно не любит.

Частые вопросы

Здравствуйте, батюшка! Подскажите, пожалуйста, можно ли убираться (мыть пол) и мыть голову в праздники? Особенно интересует возможность стирки белья, так как семья большая. Заранее спасибо большое за ответ!

Смысл праздничного или воскресного дня в том, чтобы человек вспомнил о Боге и посвятил свое время Ему. Четвертая заповедь Закона Божия не запрещает мыться в воскресные и праздничные дни, которые должно проводить по заповеди следующим образом. Во-первых, не следует в эти дни работать, или делать дела мирские и житейские; во-вторых, нужно свято хранить их, то есть совершать в эти дни дела святые и духовные, во славу Божию. Запрещено работать в праздничные дни для того, чтобы беспрепятственно совершать святые и богоугодные дела. В праздничные дни следует: 1) приходить в церковь для общественного богослужения и научения в слове Божием; 2) также и дома заниматься молитвой и чтением или разговорами душеспасительными; 3) посвящать Богу часть от своего имущества и употреблять это на нужды Церкви, служащих ей и на благотворение неимущим; посещать больных и заключенных в темницах и делать другие дела христианской любви.

Меня с детства родители воспитывали таким образом, что стирка, уборка и все дела по дому необходимо делать в субботу, а в воскресенье - день молитв и отдыха. Сейчас же многие считают, что в субботу нельзя убираться, а в воскресенье можно и мыться и стирать, якобы так написано в Библии. Права ли я?

Уважаемая Людмила, воскресный день следует начать с посещения храмового богослужения, и по возможности освободить этот день от чрезмерного погружения в бытовые житейские заботы. Конечно, это не означает, что в воскресенье нельзя помыться, или, если порвалась юбка, в которой завтра нужно идти на работу, следует ждать 12 часов ночи понедельника, и только после этого ее зашивать. Это не значит, что нельзя прийти и помочь соседям или загрузить стиральную машину. Не обязательно оставлять в раковине гору грязной посуды до понедельника. Но нужно помнить, что главным в воскресенье для нас должно быть посещение храма.

Меня с детства родители воспитывали таким образом, что стирка, уборка и все дела по дому необходимо делать в субботу, а в воскресенье — день молитв и отдыха. Сейчас же многие считают, что в субботу нельзя убираться, а в воскресенье можно и мыться и стирать, якобы так написано в Библии. Права ли я?

художник

Уважаемая Людмила, воскресный день следует начать с посещения храмового богослужения, и по возможности освободить этот день от чрезмерного погружения в бытовые житейские заботы. Конечно, это не означает, что в воскресенье нельзя помыться, или, если порвалась юбка, в которой завтра нужно идти на работу, следует ждать 12 часов ночи понедельника, и только после этого ее зашивать. Это не значит, что нельзя прийти и помочь соседям или загрузить стиральную машину. Не обязательно оставлять в раковине гору грязной посуды до понедельника. Но нужно помнить, что главным в воскресенье для нас должно быть посещение храма Божия, молитвы в церкви, не потому что этого дисциплина требует. Каждое воскресенье - это маленькая Пасха, и мы не можем отказаться от такого праздника, от этой основы нашей веры.

Представления Ваших знакомых о том, что нельзя стирать и убирать в субботу, вероятно, происходят из отрывочных знаний о иудейском законе или из пропаганды секты Свидетелей Иеговы. Однако праовславные христиане чтят воскресенье, а не субботу (). Конечно, добро освободить вечер субботы для всенощного бдения (церковный день начинается с вечера, и по церковному календарю вечер субботы уже относится к воскресенью), но заняться до того бытовыми делами ничто не препятствует.

Мыться в праздники и в воскресенье Церковь никогда не запрещала. Конечно, если речь идет не о мытье вместо праздничной литургии. Обычай не мыться в праздники мог существовать в прежние века, когда мытье в бане предполагало целый день хлопот (рубку дров, растопку бани, принесение воды из колодца), что отвлекало от мыслей о Боге и от богослужения. Но кроме житейского обычая, никаких причин не мыться в праздник нет.

Похожие публикации