Семейные праздники для детей. Семейные праздники. Зачем нужны ритуалы
Тема: «Мама, папа, я – дружная семья»Цель: показать значимую роль семьи для каждого человека.
Задачи:
Привлечение родителей к развитию физических качеств детей;
Закрепление двигательных умений дошкольников;
Пропаганда здорового образа жизни;
Приобщение семьи к физкультуре и спорту;
Создание эмоционально-положительного настроя в процессе совместной деятельности;
Воспитание взаимовыручки, смелости, ловкости, мышления, силы.
Материалы и оборудование:
Музыкальный центр, мячи, картинки - очаги по количеству команд, искорки из бумаги, геометрические фигуры из бумаги и планшеты для их размещения, клей- карандаш, кегли, скакалки, корзины, малые мячи, шарфы, грамоты для награждения команд, награды для команд, диски с музыкальными аудио записями.
Участники: ведущий, Карлсон (играет взрослый), дети подготовительной и старшей групп (участники музыкальных пауз), семьи из каждой возрастной группы детского сада (команды).
Планируемый результат:
«Любознательные, активные», «эмоционально отзывчивые», «овладевшие средствами и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками», «способные решать интеллектуальные и личностные задачи (проблемы), адекватные возрасту»; приобщение семьи к физкультуре и спорту; создать эмоционально – положительный настрой в процессе совместной деятельности.
Ход праздника:
– Семья - основа каждой жизни,
Любовь – основа всех основ,
А верность выше всех капризов,
Всё вместе – лучше всяких снов!
Семья – словечко странное,
Хотя не иностранное
Как слово получилось?
Не ясно нам совсем.
Ну «я» – мы понимаем,
А почему их семь?
- Не надо думать и гадать
А надо просто сосчитать:
- Давайте посчитаем?
Работа со зрителями.
-Два дедушки, две бабушки,
Плюс мама, папа, я.
– Сложили? Получается семь человек. Семь «я»!
…
– А если есть собака?
– Выходит восемь «я»?
– Нет. Если есть собака
Выходит: «Во! Семья!»
– Добрый вечер, дорогие гости! Мы рады приветствовать вас на нашем празднике, в нашем красивом зале! Как вы поняли уже праздник посвящается семье. И мы его проводим в состязаниях «Папа, мама, я – дружная семья!»
Мы будем встречать участников нашего праздника – команды – дружными аплодисментами. Они очень волнуются и переживают. Давайте сделаем дождь из аплодисментов – порепетируем. (одним, двумя, тремя пальцами – это мелкий дождь, четырьмя – ливень.) Встретим наших участников ливнем аплодисментов.
Под музыку в зал входят команды.
– Ну, а теперь познакомимся с нашими участниками, которые будут разжигать свой очаг.
1. Семья______________________, название; девиз: ___________________________
2. Семья______________________, название; девиз: ___________________________
3. Семья______________________, название; девиз: ___________________________
4. Семья______________________, название; девиз: ___________________________
5. Семья______________________, название; девиз: ___________________________
(И ещё семьи).
– Вот мы и познакомились. Конкурсов будет много, но вот вам моя подсказка.
Показ искорки.
– Это и есть семейное сокровище. От искорки загорается очаг, и чем больше их, тем ярче и дружнее он горит. Каждый балл – это одна искорка.
Нашу игру будет оценивать компетентное жюри.
Представляются члены жюри.
– Ой, ребята, слышите, какой-то странный звук?
Появляется Карлсон.
– Ты кто? Как ты сюда попал?
– …
–Здравствуй, Карлсон! У нас сегодня праздник семьи. Ты знаешь, что такое семья? У тебя есть семья?
-…
– Семья- это очаг доброты, любви и теплоты.
В семье зарождаются самые добрые чувства и как семена прорастают на протяжении всей жизни из поколения в поколение. Начло всему родительский дом, который наполнен любовью и заботой. Вот сейчас будет первый конкурс.
1 конкурс. «Что нам стоит дом построить?
Команды склеивают из геометрических фигур картинку с изображением дома. Чья команда «построит» дом быстрее и красивее.
– Попросим жюри оценить этот конкурс. Слово предоставляется жюри.
-…
– А сейчас – музыкальная пауза.
Танец. «После дождичка, в четверг». Музыка: Богушевская И., слова: Богушевская И.
–
– Карлсон, а ты умеешь танцевать?
–…
– Да, танец поднимает настроение, придает красоту и грацию телу.
2 конкурс: Танцевальный.
Капитаны команд лопают воздушные шары,в которых название танца. (Танец «Утят», «Летка- енка», рок-н-ролл, ламбада, плясовая,…)
-…
– карлсон, как ты думаешь, а кто самый главный в семье?
–…
– Конечно, папа.
3 конкурс (для пап): «Попади в цель».
Папы с расстояния кидают малые мячи в корзины, стоящие на полу напротив каждого игорка. Кто выполнит больше попаданий в корзину.
– Попросим жюри оценить этот конкурс.
–…
4 конкурс (для мама): «Найди папу с завязанными глазами»
Папы выстраиваются в шеренгу, а мамы по очереди ищут своего папу с завязанными глазами.
– Пока жюри подводит итоги этого конкурса, послушаем «Песню про папу» Слова: М. Танича, музыка: В. Шаинского.
– Слово предоставляется жюри.
Подведение итогов конкурса.
– А сейчас, я приглашаю на середину нашего зала наших бесстрашных капитанов.
Под музыку выходят капитаны – дети на середину зала.
– Давайте искупаем капитанов в ливне аплодисментов, поддержим их.
Все аплодируют детям.
5 конкурс: «Литературная викторина»
Поочередно каждому игроку задается один вопрос:
Бабушка девочку очень любила,
Шапочку красную ей подарила,
Девочка имя забыла своё,
А ну, подскажи имя её? (Красная шапочка)
Какой сказочный герой посеял деньги, думая, что вырастет денежное дерево и останется только собрать урожай? (Буратино)
Оглянулся волк кругом, хотел лису на помощь звать, а её уж и след простыл – убежала. Целую ночь провозился волку проруби – не мог хвост вытащить («Лиса и волк»)
Мы себе построим дом,
Будем жить мы дружно в нём!
Не боимся волка мы
Мы втроем и мы сильны! (Английская народная сказка «3 поросенка»)
А ткачиха с поварихой,
С сватьей бабой Бабарихой,
Извести её хотят,
Перенять гонца велят. (А.С. Пушкин «Сказка о царе Салтане»)
Поперёк моря – окияна лежит
Чудо – юдо рыба – кит
Все бока его изрыты,
Частоколы в ребра вбиты,
На хвосте сыр- бор шумит,
На спине село стоит. (П.П. Ершов «Конёк- Горбунок»)
Но однажды корнеплод
Все тянули – градом пот.
Мышь мала, но всё ж она
Вырвать овощ помогла. (Р. н. с. «Репка»)
В этой сказке нет порядка
По дороге, без оглядки
Утварь из дому бежит
И бренчит, и дребезжит.
Ах, собрались в путь куда?
Стол, горшок, сковорода?
Кто кричит им: «Ой, ой, ой!
Воротитися домой!»?
Кто за ними вдоль забора скачет? (Бабушка Федора «Федорино горе» Чуковский)
Кто из героев русских народных сказок был хлебобулочным изделием? (Колобок)
Назови героиню русской народной сказки, которая была овощем. (Репка)
Уплетая калачи,
Ехал парень на печи,
Прокатился по деревне
И женился на царевне. (Р. н. с. «По щучьему велению»)
Ждали маму с молоком,
А пустили волка в дом,
Кем же были эти
Маленькие дети? (Р. н. с. «Волк и семеро козлят»)
Эта девочка – малышка
В белой лилии спала.
Её ночью злая жаба
К себе в болото унесла. (Г. – Х. Андерсен «Дюймовочка»)
Скажи ты нашей тетке,
Мы круглые сиротки,
Изба у нас без крыши,
А пол прогрызли мыши (С.Я Маршак «Кошкин дом»)
6 конкурс: «Семейная эстафета»
– А сейчас посмотрим, как в семье друг друга поддерживают, помогают.
Дети прыгают на мячах до определенного места, возвращаются обратно и передают эстафету следующему;
Мамы прыгают на скакалке, передают эстафету папе;
Папы прыгают в мешке, бегут до указанного места и возвращаются обратно;
Папа с мамой делают руками замок, усаживают на него ребенка, бегут до указанного места и возвращаются обратно.
– Просим жюри оценить эту эстафету и подвести итог сегодняшних соревнований. Слово предоставляется жюри.
–…
– Молодцы!
Награждение команд
– Давайте обрушим ливень аплодисментов на всех участников нашего праздника! Молодцы!
Аплодисменты
– Семейная радость,
Счастливые лица!
Желаю всем семьям
Любовью светиться!
Пусть в семьях веселый
Звучит детский смех
Добрый и радостный
Праздник для всех!
Любовь процветает,
Кругом на Земле!
Мир вашему дому
И в каждой семье!
– Я предлагаю закончить наш праздник песней «Взрослые и дети» (слова М. Танича; музыка В. Шаинского)
Исполняют игроки и зрители вместе. Звучит музыка – дети и родители уходят.
Елена Белова
Семейный праздник «Детские дни рождения»
День рождения – это тот праздник, который ждут все дети с большим нетерпением. Ведь они выросли уже на год и гордятся этим. В этот день приходят гости, дарят много подарков, желают всего хорошего, на столе украшения и сладости, и ребенок сам хочет стать немного взрослее. Он помогает маме: моет пол, помогает приготовить разные деликатесы, накрывает на стол, поливает цветы. Он красиво одевается.
А будут ли это несложные для исполнения домашние спектакли, концерты, забавные музыкальные игры или семейные песни, исполняемые за праздничным столом или в кругу друзей, не главное. Главное – воспитать любовь к хорошей музыке, научить детей разбираться в ней, сформировать музыкальный вкус.
Оформление квартиры – важный этап подготовки к проведению детского дня рождения дома. Именно оформление создает праздничную атмосферу. Как и чем можно украсить квартиру? Прежде всего – воздушными шариками, гирляндами, забавными фотографиями именинника и его друзей.
Для украшения квартиры прекрасно подойдут обычные шарики разных размеров и цветов, с картинками и без них. Можно развесить в каждом углу квартиры связки из нескольких шариков, сделать гирлянды и даже просто набросать шариков на пол. Дети любого возраста будут рады этому праздничному украшению!
Повесьте на стену лист ватмана, рядом положите карандаши и фломастеры. На этом листе дети будут писать поздравления и рисовать все вместе.
На ручки дверей можно привязать цветные ленты, на стенах развесить коллажи из фотографий и рисунков, плакаты, флаги разных стран мира. На окнах будут органично смотреться вырезанные из цветной бумаги снежинки или яркие солнышки – в зависимости от времени года. Дополнят веселую атмосферу дня рождения и художества, исполненные витражными красками на окнах и стеклянных дверях.
Некоторые дети сами любят создавать открытки-приглашения на свой день рождения. Каждому гостю они придумывает свою открытку, рисуют и оформляют ее, создают свой конвертик. Если ребенок не умеет писать, то приглашение пишет мама, но сам текст может придумать и ребенок. Мама только укажет точный адрес и время проведения торжества. Приглашение может быть и музыкальным, может содержать информацию о сценарии праздника.
Мы предлагаем вам сценарии детских праздников с использованием классической музыки.
«Гном»
Предварительная работа: Для проведения праздника нужны: цветок с семью лепестками – на обратной стороне написаны задания; яркий мешочек или сумочка, где лежат погремушка, куколка, шишка, кубик, бусы и т. д. ; воздушный шарик; погремушки; платочек; обручи.
В роли гнома выступает папа. Он надевает бороду и разноцветный колпак.
Музыкальные произведения:
П. И. Чайковский «Полька»; И. Штраус - полька «Трик-трак»; К. Сен-Санс «Слон», «Кенгуру», «Аквариум», «Птичник», «Королевский марш льва», «Куры и петухи»; И. -С. Бах «Шутка»; И. Брамс «Славянский танец»; А. Т. Гречанинов «Вальс».
Звучит «Полька» П. И. Чайковского, появляется гном.
Гном: Здравствуйте, ребята! Я веселый гном! Я слышал, что у вас сегодня праздник! А какой? А кто же именинник?
С днем рожденья поздравляю, счастья, радости желаю!
Быть всегда красивой, доброй и любимой,
А еще желаю расти большой, вот такой, вот такой!
Ребята, у меня есть вот такой красивый «Цветик-семицветик».
На оборотной стороне каждого лепестка написаны смешные задания. Именинница вытаскивает лепестки, гном читает задания, а дети их выполняют.
1. Поиграть в игру «Ручеек» на музыку И. Штрауса – полька «Трик-трак».
2. Спеть песенку «Пусть бегут неуклюже».
3. Игра «Угадай мелодию».
4. Игра «Животные и птицы».
Используются пьесы К. Сен-Санса «Слон», «Кенгуру», «Аквариум», «Птичник», «Королевский марш льва», «Куры и петухи».
Звучит «Полька» П. И. Чайковского, дети передают друг другу воздушный шарик. На ком остановилась музыка – тот слушает музыкальный фрагмент и изображает животное или птицу с помощью музыкально-ритмических движений.
5. Игра «Погремушки».
Звучит пьеса «Шутка» И. С. Баха. Дети под музыку играют на погремушках, кладут на пол, хлопают в ладоши. По окончании музыки дети быстро берут погремушку. Гном первым пытается взять погремушки.
6. Игра «Передай платочек».
Звучит «Славянский танец» И. Брамса. Под музыку дети передают друг другу платочек. На ком остановилась музыка – тот выходит на середину и показывает придуманное движение. Остальные повторяют за ним.
7. Игра «Море и острова».
Звучит «Вальс» А. Т. Гречанинова. Под музыку дети «плывут» по морю, по сигналу «Акула!» - прячутся на «островах» (обручи).
Гном: А теперь отгадайте мои загадки.
1. Лечит птичек и зверей, лечит маленьких детей.
Сквозь очки свои глядит добрый доктор. (Айболит).
2. Толстяк живет на крыше. Летает он всех выше.
Варенье обожает и с Малышом играет. (Карлсон)
3. На сметане он мешен, на окошке он стужен.
Круглый бок, румяный бок. Покатился. (колобок).
4. Бабушка девочку очень любила,
Красную шапочку ей подарила.
Девочка имя забыла свое.
А ну, подскажите имя ее!
(Красная Шапочка)
5. У отца был мальчик странный, необычный, деревянный.
На земле и под водой ищет ключик золотой.
Всюду нос сует свой длинный. Кто же это? (Буратино)
Гном: Все загадки отгадали! Дети, а что принято дарить на день рождения?
Все: Подарки!
Гном: В зале музыка играет, шутки, смех, веселье
И подарок получает … (имя ребёнка) в свой день рожденья!
Гном дарит подарок.
Ведущая: Спасибо тебе, гном, за подарок. А теперь, наша именинница приглашает всех на чаепитие!
«Встреча с волшебником»
Предварительная работа:
Для проведения праздника нужны: прозрачное покрывало; щербет, халва, зефир, казинаки, пастила на тарелочке; мяч; корзина или ведерко; два платка.
В роли ведущей выступает мама, а папа – в роли волшебника. Папа надевает на голову чалму и халат.
Музыкальные произведения:
П. И. Чайковский «Арабский танец», «Танец пастушков» из балета «Щелкунчик»; М. И. Глинка «Первоначальная полька»; Д. Д. Шостакович «Полька».
Звучит «Арабский танец» из балета «Щелкунчик» П. И. Чайковского, появляется Волшебник.
Волшебник: Здравствуйте, мои юные друзья! Я знаменитый волшебник Хасан. Что у вас за праздник? День рожденья! У нас, волшебников, существует такой обычай – приветствовать друг друга смешными движениями. Вставайте в круг и повторяйте движения за мной, как надо друг друга приветствовать!
Звучит «Танец пастушков» из балета «Щелкунчик» П. И. Чай-ковского. Волшебник показывает движения ногами и руками, а ребята за ним повторяют.
Волшебник: Значит, вы празднуете день рождения, а кто же именинник?
Ведущая: Ты же волшебник, угадай его среди друзей!
Волшебник: Хорошо, согласен! Я с первого раза найду его.
Волшебник отворачивается. Ведущая прячет под прозрачное покрывало детей, а именинника уводит за ширму или в другую комнату.
Ведущая: Ну что ж, волшебник, угадывай!
Волшебник пытается угадать именинника, но угадывает неправильно.
Волшебник: Не может этого быть! Я узнал бы ее (его) среди ста красавиц (ста отроков!
Ведущая: Может, ты начинаешь терять свои волшебные силы?
Волшебник: Попробую еще раз!
Волшебник говорит заклинание: «Сим – салабим, алай – мулажи, именинника покажи!» и выводит именинника из-за ширмы или из другой комнаты.
Волшебник: Вот именинник! Я нашел его! Как тебя зовут?
С днем рожденья поздравляю,
Счастья, радости желаю!
Быть всегда красивым, добрым и любимым,
А еще желаю расти большим,
Вот таким, вот таким!
Сегодня я устрою тебе испытанья,
Вот первое заданье:
Сласть на вкус определить и водичкою запить.
Звучит «Арабский танец» из балета «Щелкунчик» П. И. Чайковского. Именинник с закрытыми глазами определяет на вкус восточное лакомство (щербет, халва, лукум, зефир, казинаки, урюк, пастила). Затем выбирает других детей для участия в конкурсе.
Волшебник: Без объяснения причин хочу проверить я мужчин.
Звучит «Полька» Д. Д. Шостаковича. Проводится конкурс для мальчиков «Попади мячиком в корзину».
Волшебник: А теперь, детвора, для вас новая игра!
Игра «Шатер».
Дети образуют 2 круга. В центре каждого круга лежит цветной платок. Звучит «Первоначальная полька» М. И. Глинки. Взявшись за руки, дети идут по кругу. По окончании музыки игроки быстро берут свой платок и натягивают его над головой в виде шатра. Чья команда первой выполнит задание, та и победила.
Ведущая: Дети, а что принято дарить на день рождения?
Все: Подарки!
Ведущая: А для начала подарим песенку «Пусть бегут неуклюже».
Волшебник: В зале музыка играет, шутки, смех, веселье.
И подарок свой получит
Именинник в день рожденья!
Читает заклинание: «Сим – салабим, алай мухалай, подарок свой получай!» Волшебник дарит подарок.
Ведущая: Что за чудный день рождения! Сколько радости, веселья! Спасибо тебе, волшебник! А теперь наш именинник приглашает всех на чаепитие!
Детский день Рождения - это тот праздник, который ждут все дети с большим нетерпением. Ведь они выросли уже на год и гордятся этим. В этот день приходят гости, дарят море подарков, желают много хорошего, квартира красивая, на столе украшения и вкусности, и ребенок сам хочет стать немного взрослее. Он помогает маме: моет пол, помогает приготовить разные вкусности, накрывает на стол, поливает цветы... Он красиво одевается.
Многие родители сейчас идут по пути наименьшего сопротивления - поручают проведение дня рождения клоунам и другим персонажам в разных детских кафе и других заведениях. Может это и проще, но у нас на этот счет есть другое мнение. День Рождения дома можно провести намного интереснее, чем в любом кафе и не надо бояться что- то организовывать и готовить
Оформление квартиры
Как украсить квартиру? Конечно же шариками! Все дети любят воздушные шары - большие и маленькие, разноцветные и с картинками. Сделайте гирлянду из шаров и повесьте ее над окном в детской и просто накидайте шариков на пол. Вся комната станет яркой, красивой и воздушной. А если ваш ребенок родился, к примеру, зимой - Вам вдвойне повезло: украшая, квартиру к Новому Году, Вы украшаете ее и к предстоящему дню рождения Моя старшая дочь родилась в новогодний праздник, и поэтому у нас вся квартира в праздничном убранстве уже заранее Это и наряженная елка, и гирлянды, и мишура, и игрушки, развешанные повсюду.
Приглашения
Моя дочь сама любит создавать Приглашения на свой День Рождения. Каждому она придумывает свою открытку. Рисует и оформляет ее на компьютере, создает каждому свой конвертик. Пока малыш маленький, текст приглашения пишет мама, но саму текстовку может придумать и малыш. Мама только напишет точный адрес и время проведения торжества.
Конкурсы
Конкурсы – это самая интересная и важная часть любого Дня Рождения. Конкурсов очень много и каждый год придумываются новые. Но всегда из года в год есть любимые конкурсы - те, которые пришли из нашего детства.
Выбери подарок
Через комнату натягивается веревка и на нее вешаются подарки, завернутые в бумагу. Ребенку закрывают глаза, раскручивают и он должен ножницами срезать какой-нибудь подарок.
Для малышей, которым ножницы пока не под силу мы трансформировали эту игру в рыбалку. Вырезали много рыбок из цветной бумаги. На обратной стороне подписали название призов. К рыбкам приделали скрепки. Сделали удочку из палки, веревки и магнитика. Такая игра под силу и малышам Кто какую рыбку вытянул - тот такой подарок и получил.Остальные конкурсы традиционны: спеть, рассказать, нарисовать, придумать, изобразить, угадать, нафантазировать, станцевать… За каждый конкурс детишки получают призы: конфетки, медальки, шарики, значки, игрушки… Медальки я рисую для всех разные, красивыми картинками разных мультяшных персонажей и разными подписями: Самый ловкий, самый шустрый, самый находчивый, самый тихий, самый задумчивый, самый веселый и т.д. Остановимся поподробнее на более любимых моим ребенком конкурсах. Конкурсы можно проводить не все сразу, а чередовать из года в год, немного видоизменять, чтоб гости не привыкали к одним и тем же конкурсам
Трудная рифма
Помните: Незнайка, герой сказки Носова, как–то захотел стать поэтом. Но как бы он ни старался, он не мог подобрать рифму к слову «пакля». Задача для него была невыполнимой. А смогут ли гости подобрать рифмы к придуманным Вами словам? Слова придумываются любые и дети нафантазируют такого, что всем будет весело.
Следы нечистой силы
Все мы знаем стихотворение Пушкина А.С. «Там, на неведомых дорожках следы невиданных зверей…». Никто и никогда не видел эти следы, но можно пофантазировать и нарисовать их. Как будут выглядеть следы Бабы-Яги, Лешего, Кикиморы, Кощея…
Попрыгай как…
Это подвижный веселый конкурс, где детки должны изобразить, как прыгают разные животные: кенгуру, воробей, зайцы, кузнечики…
Необычное пение
Как петь, все знают, но петь по правилам не всегда интересно. А можно петь по своим правилам Попробуйте спеть любую песенку с зажатым носом, или набрав в рот воды, а если втянуть в себя щеки или закусить нижнюю губу, получится намного веселее
Необычные рисунки
Все уже давно знают, что необязательно для рисунка нужны лист бумаги и карандаш. Можно взять, к примеру, блин и сгущенку. И попробовать нарисовать на блине какой-нибудь цветок, машинку, самолет… А потом все это с удовольствием съесть
Загадки
Все дети обожают отгадывать загадки. А если за каждую загадку дают приз, так тем более! Загадки можно взять в любой книге загадок
Песенки
В этом конкурсе гостям предлагается спеть песенку имениннику. Представив, что они животные: ворона, волк, лягушка, козленок, петушок. Получается весьма оригинально. Другой вариант конкурса: спеть песенку в «В траве сидел кузнечик», «Маленькой елочке холодно зимой», «Спят усталые игрушки» и другие, маршируя, в четком ритме, громко и бодро
Танцы маленьких зверят
Всем знаком «Танец маленьких зверят», в котором движения напоминают движения утенка. А попробуйте на эту же мелодию придумать танец с движениями других животных (котят, щенят, поросят, обезьянок, тигрят...)
Незаконченный рисунок
Детям предлагаются листы бумаги с незаконченными рисунками. Т.е. там нарисован круг или две линии, или зигзагообразная линия, а может просто треугольник. И дети должны придумать, как закончить рисунок, дорисовав что- то свое.
Кто быстрее?
В этом конкурсе могут быть разные варианты, которые можно менять год от года. Например, кто быстрее соберет пазл. Кто быстрее украсит елку из картонки разными макаронинками и семечками. Кто быстрее сложит из палочек домик или футболиста.
Нарисуй медаль
Попробуйте нарисовать медаль за шоколадолюбие, или лучшему лужепроходцу, за безопасное перилосъезжание, за скоростное одевание…
Как кушает слон?
Если пора идти за стол, аппетит можно пробудить такой веселой игрой. Для человека прием пищи - целое искусство. Его учат, как правильно есть. А вот животных никто не учит, и они едят, как могут. В этой игре следует показать, как кушают слоны, удавы, тигры, черепахи, жирафы, поросята… В награду дается медаль - мастер перевоплощения
Детское меню
Не забывайте, что дети - не взрослые. Они пришли в гости к другу не чтобы поесть, а чтоб повеселиться, поиграть. Поэтому и стол не должен быть взрослым. Отбросьте горячие блюда и салаты, сделайте легкие перекусы, которые пригодятся между конкурсами в виде шведского стола. Это могут быть фрукты, причем из фруктов можно создать разных забавных зверушек. А так же желе, печенюшки, соки и морсы. Если Вы предполагаете веселиться долго, можно приготовить что- нибудь посущественнее. У нас на ура идет пицца.
Вместо заключения
Создавайте свои семейные традиции празднования детских праздников и бережно храните их! А будут ли это сложные для исполнения домашние спектакли, особые праздничные блюда, или "ваша" семейная песня, исполняемая за праздничным столом или в кругу друзей, не главное. Главное, чтобы через много-много лет ваш уже повзрослевший ребенок с радостью и затаенной грустью вспоминал эти праздники, и мог вспомнить каждый свой день рождения, и захотел в собственной семье возродить традиции родительского дома.
Предлагаю вам необыкновенный сценарий. В нем не будет сказочных персонажей и ролей, но, тем не менее, получится очень теплый семейный вечер, который вы сами наполните полюбившимися стихами и песнями.
Если хотите, можете пригласить ваших друзей — еще одну семью. Предупредите их о тематике вечера и предложите принести на вечер свои «находки».
Заранее напишите всем членам семьи пригласительные билеты на обрывках «старинной» карты. Для этого нарисуйте карту вашей квартиры или дома. Обязательно сообщите всем участникам вечера о том, что необходимо сохранить свой пригласительный билет до конца вечера.
Квартиру оформите в стиле музея: разместите там и тут морские раковины, камушки, если есть — кораллы, повесьте «древнеегипетские» картины, нарисованные на папирусе, вспомните обо всех привезенных вами или друзьями подарках и сувенирах из дальних стран.
Вечер хорошо проводить при свечах, это придаст таинственность рассказам.
Что потребуется для праздника:
Карта квартиры;
Сундучок для находок (или красиво украшенная коробка);
Медали почетного археолога (или шоколадные медальки);
Торт (или какой-то другой клад).
Папа : Внимание, внимание! Дорогие приглашенные! Сегодня у нас с вами необычный день — День Семьи! И именно сегодня все собравшиеся станут настоящими археологами, теми самыми, которые находят редкие старинные вещи и знакомят с ними весь мир. А начнем мы наш вечер известной веселой песенкой.
Все присутствующие поют песню «Взрослые и дети» (слова М. Танина, музыка В. Шаинского). Можно заменить песней «Фестивальная» (слова и музыка О. Митяева), если дети уже подросли. Замечательно исполнить эту песню, сидя в кругу. Мама: В каждой семье обязательно найдутся самые настоящие археологические находки. У нас с вами они тоже есть. И на сегодняшний семейный вечер — слет археологов каждый из нас, даже самый маленький, его с собой принес. Давайте же прямо сейчас начнем показывать свои находки и рассказывать о них. Дети и взрослые представляют свои «археологические находки». Если на вечере присутствует две и более семьи, предоставлять слово каждой семье по очереди.
Что же это за редкие экземпляры такие? Это может быть:
- «старинный свиток» с написанным стихотворением (любимым любого автора или своим собственным);
- «старинный» рисунок с изображением дружной семьи;
Семейные истории;
Интересные семейные фотографии;
Аудиозаписи с первыми словами ваших детей;
Видеокассета или диск с записью семейных праздников;
Наконец, можно сделать смешную газету, нарисовав свою семью или используя вырезки из журналов.
Каждый представляет свою археологическую находку: читает стихи, поет песенку, рассказывает о том, что он изобразил на рисунке...
❧ Кстати, заботливые и внимательные родители! Наверняка у вас припрятаны детские рисунки. И пусть это была просто проба пера или, как говорят дети, «каляки-маляки», самое время достать эти работы и представить семье. Это будет самой настоящей археологической находкой! Таким же редким экземпляром может стать старая любимая детская игрушка, убранная за ненадобностью на антресоль. Вспомните случаи, связанные с этой игрушкой, и обязательно расскажите их, представляя свою находку.
Папа : Итак, все редкие экземпляры, представленные сегодня на нашем семейном вечере, отправляются в музей семьи Соколовых. И поместим мы их в старинный сундучок, в который еще не раз обязательно заглянем.
Папа убирает находки в сундучок.
Мама : А теперь, когда все находки представлены и надежно спрятаны, пришло время произнести торжественную клятву и посвятить всех в археологи.
Посвящение в археологи
Папа (либо каждый из членов семьи) торжественно произносит клятву археологов. Все дружно говорят: «Клянемся!». Если на семейном вечере присутствуют две или более семьи, каждая семья произносит свою клятву.
Затем каждому вручается зажженная свеча и медаль почетного археолога.
Клятва археологов
Мы, юные археологи, торжественно клянемся:
1. Дорожить друг другом, любить и заботиться друг о друге каждый день и час. Клянемся!
2. Помогать во всех делах, быть поддержкой и опорой в беде и в радости, как настоящая команда. Клянемся!
3. Помнить каждое событие, связанное с семьей, и беречь их, как археологическую находку. Клянемся!
4. Охранять и передавать от поколения к поколению семейные реликвии. Клянемся!
Вы можете придумать свою клятву или продолжить предложенную. Ведь только вам решать, какие слова должны прозвучать в этот торжественный момент. Папа: Итак, поздравляю всех нас. Мы стали не просто мамами и папами, бабушками и дедушками, дочками и сыночками, а настоящими археологами.
Мама : И теперь самое время отправиться на поиски клада. Но как же мы найдем его без старинной карты? Папа: Почему без карты? Она у нас есть. Давайте соберем ее из обрывков, на которых написаны пригласительные билеты на сегодняшний вечер.
Игра «Собери старинную карту»
Все собирают карту из обрывков, которые каждый принес с собой как пригласительный билет (заранее всех предупредите, что билеты нужно сохранять до конца вечера).
Мама : Карта готова, и мы можем отправляться на поиски клада!
Если дети старше семи лет, можно предоставить им возможность самим отыскать клад по карте, либо отправьте с ними одного взрослого.
Итак, все отправились на поиски клада. А что им будет — опять же решать вам, дорогие родители. Может быть, это будет торт? И тогда вы закончите вечер приятным чаепитием под просмотр видеозаписи какого-то события вашей семьи. А может, это будут билеты в театр, кино или аква- парк? Выберите то, что действительно всех вас порадует. Это и будет настоящим кладом.
Удачного вечера вам и вашим близким!
Приложение
ВЗРОСЛЫЕ И ДЕТИ (слова М. Танича, музыка В. Шаинского)
1 куплет:
Ехать замечательно на плечах на папиных,
Доставать макушкою до сигнала «Стоп!».
Папы, даже важные, — все одноэтажные,
А вот так, с добавкою, папа — небоскреб.
Припев:
Неразлучные друзья, неразлучные друзья
Есть на белом свете.
Неразлучные друзья, неразлучные друзья —
Взрослые и дети.
2 куплет:
До чего же вкусная булка калорийная!
Постовой не сердится, транспорт подождет!
Переходит улицу мама двухсерийная,
А вторую серию за руку ведет.
Припев.
3 куплет:
Дети могут по морю плавать капитанами,
Докторскими каплями насморки лечить,
Управлять послушными башенными кранами,
Этому лишь только их надо научить.
Припев.
ФЕСТИВАЛЬНАЯ (слова и музыка О. Митяева)
Как отблеск от заката, костер меж сосен пляшет.
Ты что грустишь, бродяга? А ну-ка, улыбнись!
И кто-то очень близкий тебе тихонько скажет:
«Как здорово, что все мы здесь сегодня собрались!»
И все же с болью в горле мы тех сегодня вспомним,
Чьи имена как раны на сердце запеклись.
Мечтами их и песнями мы каждый вздох наполним,
Как здорово, что все мы здесь сегодня собрались!
Изгиб гитары желтой ты обнимаешь нежно,
Струна осколком эха пронзит тугую высь.
Качнется купол неба большой и звездно-снежный.
Как здорово, что все мы здесь сегодня собрались!
ВОТ БЫ СТАТЬ МНЕ ВЫШЕ ПАПЫ (слова М. Пляцковского, музыка Б. Савельева)
1 куплет:
Вот бы стать мне, друзья,
Выше папы ростом...
Вечно детям нельзя
То, что можно взрослым!
Припев:
Нам дают советы все, кому не лень.
Лучше б нас в кино пускали каждый день,
Лучше б утром не мешали детям спать —
Вот была бы благодать!
2 куплет:
Вот бы день задержать
Хоть на полчасочка...
Но твердят мне опять:
«Марш в кровать — и точка!»
Припев.
3 куплет:
Вот бы мне постареть —
Сразу, но не очень...
Телевизор смотреть
Можно сколько хочешь!
Припев.
МАМИНА ПЕСЕНКА (слова М. Пляцковского, музыка М. Парцхаладзе)
1 куплет:
Если в небе туча хмурится,
Если снег летит в саду,
Я в окно смотрю на улицу
И с работы маму жду.
Припев:
Пускай узнает ветер,
И звезды, и моря,
Что лучше всех на свете
Мамочка моя!
2 куплет:
Не страшна мне даже молния,
Дождик льется — ну и пусть!
Лишь улыбку мамы вспомню я —
И ни капли не боюсь!
Припев.
3 куплет:
Обниму я в марте радостно
Маму милую свою,
Дам я ей подарок праздничный
И тихонечко спою:
Припев.
ПРО БАБУШКУ (слова А. Хаита, музыка Б. Савельева)
1 куплет:
Ах, работа, ты домашняя работа,
Заниматься нам тобою неохота.
Мыть, стирать, ходить за хлебом,
Пол мести, варить компот —
Одному такое дело
Не осилить и за год.
Припев:
Без бабушки, без бабушки
Не испечь оладушки.
Котлеты пережарятся,
Свернется молоко,
А с бабушкой-бабусенькой
Все сразу станет вкусненьким,
Живется в доме весело
И дышится легко.
2 куплет:
Ах работа, ты, домашняя работа,
Заниматься нам тобою неохота.
Погонять бы мяч футбольный
Или с книжкою прилечь,
Но работы много в доме —
Надо бабушку беречь!
Припев.
3 куплет:
Ах, работа, ты, домашняя работа,
Заниматься нам тобою неохота.
Ах, бабулечка седая,
Мой любимый, старый друг,
Ты повсюду успеваешь,
И на все хватает рук!
Семейный праздник – это организованный отдых по случаю какого-либо значительного для всех членов семьи события. Традиционно к ним относят дни рождения, крестины, возвращение из дальней поездки одного из родственников, начало или окончание школьной жизни, достижения в спорте, учебе, творчестве и т.п. Для школьников могут проводиться маленькие праздники-сюрпризы, которые организуются для того, чтобы доставить ребенку удовольствие.
Наиболее традиционным семейным праздником является день рождение одного из детей. Дети, как правило, с нетерпением ждут его. Однако, очень важно, чтобы он запомнился не только количеством подарков, Праздник по поводу дня рождения ребенка будет удачным, если родители сумеют правильно организовать его.
Прежде всего, необходимо помнить, что день рождение ребенка – это его праздник. Следовательно, все, что будет происходить в этот день, должно доставлять удовольствие именно ему. Опыт показывает, что очень часто родители приглашают родственников и друзей, накрывают стол, произносят одни и те же тосты и, в конце концов, забывают о малыше. Виновник торжества остается в своем игровом уголке, предоставленный сам себе. Чтобы избежать этого, хорошо организовать любимые им игры, приготовить то, что он любит, и т.п. С ребенком пяти – семи лет можно заранее обсудить те мероприятия, которые будут для него интересны.
Композицию праздника необходимо продумывать, если он не сводится только к приему гостей. День рождения с самого утра может начинаться с сюрпризов.
Утреннее вручение подарка можно организовать по-разному. Можно проснувшись пораньше, подождать пробуждение ребенка и прийти с поздравлениями всей семьей, спеть песню, прочитать полученные телеграммы и открытки. А можно показать «волшебный» конверт (красиво украшенный), открыть его вместе с малышом и обнаружить там старинную карту. На карте будут обозначены разные города (если предполагается сухопутное путешествие) или порты (если путешествие будет морским). Населенные пункты соединены пунктирными линиями, показывающими направление движения. Это не что иное, как зашифрованные праздничные мероприятия (походы в парк, игры в лесу, посещение кафе, прием гостей и т.п.) Вместе с ребенком нужно внимательно рассмотреть карту и начать (движение) в соответствии с маршрутом. Могут быть и другие варианты.
Следующее условие, которое обеспечит успешность празднование дня рождения, связано с составлением сценария.
Сценарий – это детальная литературно-художественная разработка культурно-деловой программы.
Сценарии могут быть односюжетными и бессюжетными.
В односюжетном все эпизоды объединены одним содержанием (например, «необыкновенное приключение», «Мамин котеночек», «Если в дом пришел робот» и т.п.)
Бессюжетные сценарии составляются из отдельных игр, развлечений, конкурсов, не соединенных единым содержанием.
Конечно, не следует забывать и о праздничном столе, меню которого должно быть составлено в соответствии со вкусами детей данного возраста. Хорошо, если оформление стола соответствует сюжету праздника.
После того, как сценарий разработан, можно подумать об оформлении квартиры, дома или помещения, где будет проводиться праздник: уместны новогодние гирлянды огней, разнообразные веночки, цветочные композиции, воздушные шары и пр.
Для гостей помимо игр и развлечений, надо приготовить сувениры и призы (для награждения победителей в конкурсе). В качестве сувениров могут использоваться маски, игрушки-забавы, книжки, карандаши и т.п. Призы и сувениры можно изготовить самим, можно приобрести в магазине. Сюрпризы для гостей позволят создать атмосферу общего веселья. Вместе с тем гости почувствуют, что их ждали, к их приходу готовились.
Наконец настало время поговорить о подарках для самого виновника торжества. Обычно родители стараются приобрести какую-то полезную вещь. Например, рубашку, сапоги, брюки, платье. Дошкольникам традиционно дарят игрушки.
Конечно, одежда, обувь нужны, и их все равно купят. Но в день рождение лучше подарить ребенку то, чего он очень хочет и ждет.
Итак, хорошо продуманная композиция праздника должна способствовать сохранению положительного эмоционального настроя у всех присутствующих, предотвращать переутомление, развивать интерес, удовлетворять потребность детей в самостоятельности и активности.
Организация семейных походов
Выбор формы проведения выходного дня происходит в каждой семье с учетом ее интересов, склонностей, возможностей, но, пожалуй, наиболее универсальным видом активного отдыха для всех членов семьи является туризм. Он служит надежным средством укрепления здоровья и восстановления сил, потраченных за неделю. Сочетание всех основных составных частей полноценного отдыха (двигательная активность, благотворное воздействие природных факторов познавательность, разнообразие впечатлений, общение с новыми людьми и т.п.) делает туризм одной из самых привлекательных и полезных форм проведения выходных дней и отпуска.
Семейные походы дают ни с чем не сравнимый оздоровительный эффект, получаемый в результате комплексного воздействия на организм природных факторов: солнце, воздуха, воды – и разнообразной двигательной активности. Доказано, что продолжительное выполнение циклических упражнений умеренной нагрузке (ходьба, езда на велосипеде, на лыжах, бег, прыжки) способствует развитию выносливости, которая в сочетании с закаливанием обеспечит формирование механизмов эффективной профилактики сердечно-сосудистых и респираторных заболеваний.
Кроме того, совместные походы способствуют укреплению семьи, формируют у детей положительные нравственные качества, развивают любознательность, приобщают к миру природы, воспитывая бережное отношение к ней. Они расширяют кругозор. Ребенка формируют представления об истории родного края, традициях и культуре народа. В семейном походе дети чувствуют свою причастность к общему делу, видят какую пользу они приносят. Именно в походе возникает духовный контакт, о котором многие родители только мечтают.
В походах дошкольники приобретают первоначальные навыки выживания в природной среде (умение ориентироваться на местности, разбить лагерь, разжечь и затушить костер, приготовить еду, оказать первую помощь пострадавшему и др.). У детей воспитывается самостоятельность, организованность, развивается воля. Опыт показывает: дети, прошедшие физическую и психологическую подготовку к возможным экстремальным ситуациям, оказавшись одни в лесу, ведут себя максимально собранно, без паники и растерянности и пытаются найти выход из создавшегося положения
Таким образом, семейный отдых в выходные дни и во время отпуска в форме туристических прогулок и походов имеет целый ряд компонентов: физкультурно-оздоровительный, социально-коммуникативный, эмоционально-психологический, эстетический, познавательный и прикладной.