Это был Андрей Эшпай». Отец, Яков Андреевич Эшпай (1890-1963), композитор, музыковед-фольклорист, хормейстер и педагог. Андрей Яковлевич Эшпай принадлежит к плеяде замечательных русских советских композиторов. Первое исполнение «Песен» состоялось 17 октября 1983 года в Большом зале консерватории. За год до окончания консерватории, в 1952 году, Андрей Эшпай был принят в Союз композиторов СССР и стал одним из самых молодых его членов.
В 1965—1970 годах преподавал композицию в Московской консерватории (профессор). В. Г. Кузнецова, Л. И. Кульшетова, В. И. Чеснокова. Композиторы и музыковеды Республики Марий Эл. — Йошкар-Ола: Типография Правительства Республики Марий Эл, 2006. — С. 151—162. В 1980 году окончил ВГИК (режиссёрский факультет, мастерская Л. Кулиджанова и Т. Лиозновой).
В 2009 году Эшпай закончил работу над телевизионным художественным фильмом «Иван Грозный» (16 серий), который был показан на канале Россия. Эшпай является также автором документальных фильмов «Русское море», «Киностудия им. Горького.
Памяти отца Андрей Эшпай посвятил еще одно мемориальное произведение — «Песни горных и луговых мари» для симфонического оркестра (1983)
Ранним утром 8 ноября оборвалась жизнь Андрея Яковлевича Эшпая — выдающегося композитора современности, ярчайшего представителя российской музыкальной культуры, пианиста, профессора, педагога…
К этому времени относится поездка Эшпая в Венгрию
Эшпай был композитором, для которого не существовало двойных стандартов. Умер гениальный композитор, мой отец, — сказал Андрей Андреевич «МК». — О смерти он никогда не думал… Он ходил всегда в светлых костюмах и никогда не думал о смерти. Он герой нашей страны, величайший композитор и прекрасный человек. Невозможно переоценить значение Андрея Яковлевича для советской, русской музыки и для всего мирового музыкального пространства.
Государственная премия СССР (1976) — за кантату «Ленин с нами» (на слова В. В. Маяковского) и 2-й концерт для фортепиано с оркестром. Почётная премия РАО «За вклад в развитие науки, культуры и искусства». Это случилось сегодня утром, очень неожиданно для всех нас. Андрей… В Венеции вновь забрал один из главных призов наш, отечественный, фильм. Михалков и его картина «12» оказалась созвучна с программой фестиваля, как и «Возвращение» Звягинцева.
В 1928 году семья Эшпаев переехала в Москву
По натуре Андрей Эшпай — человек энергичный, порывистый, остроумный, обаятельный (и внутренне, и внешне), невероятно работоспособный и целеустремленный. Дети: Валентин — научный работник Института Кино, Андрей (младший) — режиссер на киностудии имени М.Горького. На формирование творческой личности Андрея Эшпая — выдающегося композитора современности, ярчайшего представителя российской музыкальной культуры, основное влияние, несомненно, оказали родители.
Подлинным примером служения искусству является подвижнический труд Я.Эшпая по записи и обработке народных мелодий (свыше 500 записей). За заслуги перед Родиной Я.А.Эшпай награжден орденами Красной Звезды (1946) и «Знак Почета» (1951), двумя медалями.
Трехлетнему Андрею тоже не терпелось поиграть на загадочном пианино, но его занятиям мешала ужасная непоседливость. Редкую щедрость души ощутил А.Эшпай и в своем первом педагоге в музыкальной школе имени Гнесиных — в Валерии Владимировне Листовой. Их знакомство состоялось, когда Андрею было всего 4 года. Но в этом ребенке, в этом маленьком человечке она сумела разглядеть задатки настоящего, большого музыканта.
Из воспоминаний А.Эшпая о Листовой: «Валерия Владимировна — воплощение ума, благородства, тонкого юмора, аристократична и проста. Школьные годы Андрея были окружены заботой и вниманием многих наставников. Учебу в 10-м классе средней школы Эшпай продолжил в Мариинском Посаде, в эвакуации. Андрей рвался добровольцем на фронт, но его время тогда еще не пришло. После окончания войны еще до сентября 1946 года Эшпай служил в управлении информации (Берлин, Карлсхорст).
В феврале 1963 года умер Я.А.Эшпай — отец Андрея, человек мудрый и проницательный в искусстве, в жизни — ранимый и беззащитный, сама доброта и отзывчивость
Сильное воздействие на формирование композиторского почерка А.Эшпая оказало изучение стилистики народных песен. Эта область была ему особенно близка. Я.А.Эшпай помогал сыну отбирать в своеобразнейших народных образцах самое интересное из записанного им в фольклорных экспедициях.
Прослушав в записи Вторую симфонию А.Эшпая, Кодай был «захвачен ею в плен» и сказал, что восхищен нашей композиторской школой
Опусы А.Эшпая студенческих лет свидетельствуют о том, как быстро росло и развивалось мастерство молодого композитора. Глубина изобретательности, с которой Эшпай выстраивает взаимодействие тем, приводит к их лирической трансформации и ослепительному блеску финала. Выбрав несколько народных песен, А.Эшпай решает на их основе написать вокальный цикл и включить его в программу государственного экзамена в консерватории.
Но вот до экзамена осталось два-три дня. В квартире сокурсника Андрея скрипача Эдуарда Грача раздается телефонный звонок: «Эдик, спасай! Твоя скрипка будет звучать не хуже голоса!» Вместе они сыграли пьесы, после чего Эшпай сказал: «Все, никакие это не песни! Это музыка для скрипки с оркестром. Я допишу еще три номера с развернутым tutti, и в таком виде мы покажем весь цикл» (из беседы автора очерка с Э.Грачом). В 1954 году А.Эшпай обращается к новому для себя жанру в сфере симфонической музыки — он пишет Первый фортепианный концерт («Памяти Мориса Равеля»).
Композитор Андрей Эшпай скончался в Москве в возрасте 90 лет. Как пояснили в Союзе композиторов РФ, причиной стали последствия инсульта. В роковом 1941 году музыкальную школу имени Гнесиных по классу фортепиано В.Листовой окончили два ярких ученика — Андрей Эшпай и Станислав Нейгауз… Особенно для кино. У них с сыном Андреем Эшпаем сложился великолепный творческий тандем.