Дует Одарки та Карася, «Запорожець за Дунаєм» — YouTube

Карась польщен. Фото: пресс-служба Национальной оперы Украины. С. Гулак–Артемовский был первым постановщиком оперы и исполнителем партии Ивана Карася. Карасю познакомить его с султаном.

В 1828 году, во время русско-турецкой войны, часть запорожцев во главе с атаманом О. Гладким, вернулась в Россию, после чего Задунайская Сечь была уничтожена. Смысл оперы не в этих трагических событиях, а в идее любви к Родине, жгучем желании запорожцев вернуться на Украину. В то же время автором либретто был сам Гулак-Артемовский, и он же выступил в главной партии удалого казака-подкаблучника Карася.

Возле дома запорожца Карася его дочь Оксана скучает по своему любимому, казаку Андрею. Одарка осыпает мужа бранью, допрашивая, «откуда ты взялся». Карась пускается на разные выдумки: уверяет, что устал в пути, хлебнул горя и едва не умер. Однако под настойчивым напором жены он проговаривается, что провёл две ночи у племянницы.

Для новой версии оперы «Запорожец за Дунаем» нарисовали 3000 метров живописи

Это привело его в посёлок, где он рассчитывает быть неузнанным, к дому Карася. Вдоволь налюбовавшись собой в новой роли «турка», Карась в сопровождении арапа направляется во дворец турецкого султана на праздник. Горькие жалобы Одарки на свою судьбу прерывает приход турецкого имама во главе отряда, с пойманными Андреем и Оксаной. Собрав всех запорожцев посёлка, имам объявляет приказ о том, что султан разрешает всем, кто этого хочет, беспрепятственно покинуть его владения и вернуться на Украину.

постановочная группа

Опера полюбилась слушателям, но была снята с репертуара. В его исполнении характерно-комедийные черты Карася сочетались с патетическими. Самым талантливым исполнителем роли Карася после Кропивницкого был Саксаганский.

Попытки расширения ее структуры путем введения новых сцен и вставного акта (Карась у султана), сделанные композитором В. Йоришем (1933-1935), оказались чуждыми духу произведения. Опера «Запорожец за Дунаем» — для меня очень родное, домашнее произведение. В конце сентября того же года вместе с Аллари переехал во Флоренцию, где вскоре стал учиться у преподавателя пения Мартолини, с 1840 у директора местной оперы П. Романи.

В 1846 вместе с труппой Петербургской русской оперы был переведен на полтора года в Москву. Мой отец, неплохо певший в дуэте с мамой, иногда выходил из ситуации разгоравшегося скандала именно арией «Ой, Одарка! Многие ведущие солисты включали в свой репертуар арии из этой оперы, не обошла и ее и эстрада.

Кроме этого, Гулак-Артемовским написаны дивертисмент «Украинская свадьба» (1851), водевиль «Ночь накануне Ивана Купала»(1852) и др. Гулак-Артемовский был другом Т.Г. Шевченко. В фильме Н. Засеева-Руденко 2007 года постановка оперы не избежала режиссерских вольностей и дополнений сюжета. В последний день зимы 28 февраля в Национальной опере Украины состоится долгожданная премьера. Зрителям будет представлена новая музыкально-сценическая версия жемчужины украинской классики – оперы Семена Гулака-Артемовского «Запорожец за Дунаем».

Поэтому опера стала более динамичной, и сократилось до двух действий, благодаря тому, что мы избавились от лишних и уже неактуальных на сегодня деталей, которые ее перегружали. Сценографией спектакля, а также костюмами для героев оперы занималась легендарная Мария Левитская – главный художник театра. Что же касается исполнителей главных партий, то и здесь, по заверению режиссера- постановщика Анатолия Соловьяненко, зрителей ожидают сюрпризы.

Его Карась не столько боялся Одарки, сколько дразнил ее, радовался ее гневу; он не так прост, как кажется; к туркам относится иронически, подтрунивая даже над султаном

Новый взгляд на партию Одарки у Мирослава Скорика — он видит исполнительницу этой партии с более низким голосом, поэтому эту роль будут исполнять Анжелина Швачка и Мария Березовская. Премьера оперы „Запорожец за Дунаем” состоялась в 1863 году в Санкт-Петербурге на сцене Мариинского театра.

Это окончательно выводит из себя ревнивую Одарку, и ссора принимает угрожающий оборот. Не уверен он в своих подданных — запорожцах, у которых есть все основания не любить его. Он решил поближе познакомиться с жизнью и нравами запорожцев.

По структуре опера Гулака-Артемовского близка и к «Наталке Полтавке» И. Котляревского — Н. Лысенко, и к «Запорожскому быту» П. Кухаренко, а также к операм Верстовского. Весной 1848 вновь пел в составе петербургской Итальянской оперы. Летом 1850 вместе с итальянской оперной труппой известной певицы А. Корбари гастролировал в Москве, Туле, Харькове, Курске, Воронеже. Опера была очень популярна в советское время, практически все арии звучали в концертном исполнении, были растиражированы на грампластинках, Киевский фарфоровый завод выпускал статуэтки персонажей.

Простодушно-лукавый Карась и его сварливая жена Одарка сродни персонажам «Вечеров на хуторе близ Диканьки» Гоголя. Роль Карася исполнил М. Кропивницкий, Одарки — М. Садовская, Оксаны — М. Заньковецкая. Сюжет рассказывает о тех временах, когда после уничтожения Запорожской Сечи московскими войсками в 1775 году часть запорожцев убежала в Турцию.

Предлагаю также ознакомиться: