Герцен до конца жизни называл Некрасова «гадким негодяем» и «стервятником», обвиняя его в присвоении имения Огарёва. В это время заболел и сам Некрасов. В этот период журналу Некрасова было объявлено «первое предостережение». Также Некрасов печатал в журнале свои стихи и заметки. Некрасов и Панаев. Но, несмотря на это, Некрасов и Панаева были счастливы. Поначалу Панаева отвергла и 26-летнего Некрасова, также в неё влюблённого, отчего тот едва не покончил с собой.
Некрасов первым решился на смелое сочетание элегических, лирических и сатирических мотивов в пределах одного стихотворения, что до него не практиковалось. Тёплые воспоминания о матери сказались в творчестве Некрасова, проявившись в его произведениях о женской доле. В эти годы Николай Некрасов терпел страшную нужду, не каждый день имея даже возможность полноценно пообедать. В этом ночлежном приюте Некрасов нашёл себе подработок, написав кому-то за 15 копеек прошение.
Литературный критик Николай Полевой похвалил дебютанта, в то время как критик В. Г. Белинский в «Отечественных записках» отозвался о книге пренебрежительно. Особое место в раннем творчестве Некрасова занимает роман из современной жизни того периода, известный под названием «Жизнь и похождения Тихона Тростникова». Именно эту повесть Некрасов опубликовал отдельно (в альманахе «Физиология Петербурга», 1845). Она была очень высоко оценена Белинским в его рецензии на этот альманах.
Во время одной из поездок Панаевых и Некрасова в Казанскую губернию Авдотья и Николай Алексеевич всё же признались друг другу в своих чувствах
С первых лет издания журнала под своим руководством Некрасов являлся не только его вдохновителем и редактором, но также и одним из основных авторов. В период «мрачного семилетия» 1848—1855 годов правительство Николая I, напуганное французской революцией, стало преследовать передовую журналистику и литературу.
В то же время именно Белинский в дальнейшем оценил достоинства крупного ума и таланта Некрасова
Около середины 1850-х годов Некрасов серьёзно заболел горловой болезнью, но пребывание в Италии облегчило его состояние. В начале 1860-х годов умер Добролюбов, были сосланы в Сибирь Чернышевский и Михайлов. Всё это стало ударом для Некрасова. Некрасову, за годы своего руководства журналом, удалось преобразовать его в главный литературный журнал и прибыльное предприятие, несмотря на постоянное преследование цензорами.
Так, в своей большой сатирической поэме «Современники» (1875) Некрасов умело чередует приёмы фарса и гротеска, иронию и сарказм. Оскорблены поступком Некрасова были даже сотрудники его журнала «Современник» и члены Английского клуба, которым довелось услышать это произведение.
Однако Некрасов помнил её до конца жизни и при составлении завещания упомянул её в нём
Крайне неловкая и неуместная выходка Некрасова очень не понравилась большей части членов клуба», — повествует барон А. И. Дельвиг в своей книге, стихи сильно покоробили присутствовавших. Браво, Некрасов… браво! Признаемся… этого и мы от вас не ждали» — язвительно писал Герцен в «Колоколе». В погребении Некрасова принимали участие представители «Земли и воли», а также другие революционные организации, которые возложили на гроб поэта венок с надписью «От социалистов».
В Авдотью был влюблён и Фёдор Достоевский, однако взаимности добиться ему не удалось. Некрасов создал один из лучших своих стихотворных циклов — так называемый «Панаевский цикл» (многое из этого цикла они писали и редактировали вместе). В 1849 году у Авдотьи Яковлевны от Некрасова родился мальчик, однако он прожил недолго. В мае 1864 года Некрасов отправился в заграничную поездку, которая продолжалась около трёх месяцев.
Некрасов остался очень доволен этой поездкой, поправив также и своё здоровье. Вернувшись, Некрасов ещё долго не забывал Селину и помогал ей. А в своём предсмертном завещании назначил ей десять с половиной тысяч рублей.
А французский литературовед Шарль Корбэ в книге «Некрасов как человек и поэт» (1948) писал, что Некрасов был предшественником Шарля Бодлера
Она учила наизусть стихи Некрасова и восхищалась им. Вскоре они обвенчались. И только Николаю Алексеевичу удалось переломить судьбу, превратить страсть к игре в источник дохода. Секрет его успеха был довольно прост. Во-первых, Некрасов играл не в азартные, а в коммерческие игры, выигрыш в которых зависит не только от удачи, но и от умения игрока.
В зрелом возрасте Некрасов пристрастился к медвежьей охоте («Весело бить вас, медведи почтенные…»). В марте 1865 года Некрасову удалось добыть за день сразу трёх медведей. Некрасов любил охотиться и на дичь. Его пристрастие к хождению по болоту с ружьём было безграничным.
Тургенев узнал у Огарёва в Лондоне о некрасивых хитросплетениях этого дела, после чего порвал все отношения с Некрасовым. Е. Евгеньева-Максимова, Николай Алексеевич Некрасов был самым замечательным поэтом русской революционной демократии.
Некрасов был поэтом, который не просто писал о народе, но и говорил его языком
Примечательно, что Некрасов благополучный выход для крестьянства видел в индивидуальном хозяйстве. Само понятие «Некрасовская школа» вовсе не означало, что они являлись учениками Некрасова в прямом смысле. Ещё Чернышевский заявил, что Некрасов является создателем нового периода в русской литературе. На появлении самого термина «Некрасовская школа» сказалось влияние такого понятия, как «натуральная школа», которая в середине 1840-х годов также в большой мере связывалась именно с именем Некрасова.
Кроме того, он видел в лице Некрасова представителя критического реализма и художника с заметно выраженной революционной тенденцией. Философ-марксистГеоргий Плеханов в своей статье к 25-летию смерти поэта (1902 год) рассмотрел творчество Некрасова с марксистской точки зрения.
Некрасовым были широко и многообразно разработаны урбанистические мотивы
В целом революционно-демократическая критика того времени давала творчеству Некрасова высокую оценку. Так, Тургенев в своих отзывах о стихах Некрасова не раз вспоминал Пушкина: «Стихи твои <…> просто пушкински хороши…».
Другое, самое распространённое обвинение, которое предъявлялось Некрасову — это то, что он был литературным барышником. Многим до такой степени бросалась в глаза эта сторона личности Некрасова, что они искренно изумлялись, когда знакомились с его произведениями. Грановский в 1853 году был весьма поражён, что такой, как он выразился, «мелкий торгаш» может быть таким «глубоко и горько чувствующим поэтом». Но наиболее серьёзным с творческой точки зрения было обвинение Некрасова в том, что он не верит в то, за что борется, то есть что он просто обманщик.
Некрасов делал в своих стихах основной упор на остросоциальное содержание и даже нередко в ущерб художественным качествам. Между стихотворцами «гражданского» направления есть поэты, которых можно поставить выше Некрасова по технике, в их числе А. Н. Плещеев и Д. Д. Минаев. В то же время, если можно спорить о поэтическом значении «гражданских» стихотворений Некрасова, то разногласия значительно сглаживаются, когда дело идёт о Некрасове как об эпике и лирике.
Некрасов умер 27 декабря1877 года в 8 часов вечера. В произошедшем расколе Некрасов поддержал «революционных разночинцев», идеологов «крестьянской демократии». В 1862 году умер Иван Панаев, а вскоре от Некрасова ушла Авдотья Панаева. В «Современник» также перешёл и Белинский, он передал Некрасову часть того материала, который собирал для задуманного им сборника «Левиафан».