Гражданин Кейн действительно один из лучших фильмов, что я смотрел. В 2015 году по опросу компании BBC «Гражданин Кейн» был назван самым лучшим американским фильмом. Гражданин Кейн — один из первых фильмов Орсона Уэллса и его полнометражный дебют, признанный шедевр кинематографа — фильм о жизни человека. Гражданин Кейн — фильм уникальный уже в том плане, что это авторское кино (что для своих времён явление крайне редкое), причем в основе лежит полностью оригинальная история.
В шикарном поместье умирает газетный магнат Чарльз Фостер Кейн, роняя лишь одно слово: «Роузбад». Еще во время учебы в школе Уэллс сочинил пьесу «Марш» (Marching Song), которая так и не была поставлена. Для того чтобы придать выпуску новостей, показанному в начале фильма, зернистый вид, Роберт Уайз (монтажер) протащил пленку с отснятым материалам по каменному полу и марле, наполненной песком.
Один из голосов репортеров, смотрящих выпуск новостей в начале фильма, принадлежит Джозефу Коттену. Алан Лэдд исполнил небольшую роль, сыграв одного из репортеров в финале фильма. Уже после выхода фильма, Орсон Уэллс извинился за то, как была изображена Мэрион Дейвис в роли Сьюзан Александр, сказав, Мэрион — замечательная женщина. Продолжительная сцена, в которой Лиланд даёт интервью в доме престарелых, была первой сценой Джозефа Коттена, снятой для голливудского фильма.
Сцена, в которой Кейн крушит комнату Сьюзан, была снята с первого дубля. После окончания съёмок руки Орсона Уэллса были в крови и синяках. Это сегодня всем понятно, что фильм Орсона Уэллса «Гражданин Кейн» опередил свое время лет этак на пятьдесят!
Такой была судьба его первого гениального фильма. Но Главная Заслуга дебютного фильма режиссера Орсона Уэллса в том, что он сломал шаблоны! Гражданин Кейн», сразу скажу, меня не впечатлил. Фильм, дважды признанный лучшей американской картиной всех времен, оказался тягучим, если не сказать занудным.
Да и Орсон Уэллс достоин всяческих похвал за то, что в 26 лет срежиссировал фильм и сыграл главную роль. Причем, на мой взгляд, самая удачная часть этой самой роли — старческий возраст. Вывод: мое внимание фильм приковал лишь на последние минут 15-20. Вот это было великолепно. Сложно, очень сложно давать оценки фильмам столь старой эпохи. И чтобы оценка эта получилась объективной, нужно немало знать и понимать в кинематографе того времени.
Не буду сильно углубляться в эти детали и расскажу, что же увидел я в этой картине. Фильм прошёл тернистый путь, прежде чем вышел в прокат. За это магнат объявил войну данному фильму, запретив его рекламу в своих газетах, а компания Metro-Goldwyn-Mayer и вовсе предлагала деньги (оплата расходов на съёмки) в обмен на уничтожение плёнки. Кусочки воспоминаний и события «настоящего» в фильме сменяют друг друга, и при вполне последовательном рассказе, в нем все же отсутствует полная линейность, что не может не радовать.
Честно говоря, во время просмотра был убежден, что молодого и старого Кейнов играют два разных актера. История о мистере Кейне — насыщенная, интересная и бездонно глубокая. В погоне за своей репутацией, за желанием быть любимым, он потерял все, что могло дать ему смысл жизни, всех тех, кто мог и хотел его полюбить.
А самое главное — он снят людьми, которые поистине любили кинопроизводство и бережно относились к созданию фильмов. Эту картину я смотрел лет 20 назад, еще будучи в несознательном возрасте и тогда меня поражала игра и со светом и ракурсы камеры (Кстати у Калатозова с Урусевским в этом плане поинтереснее). Но тогда я не понимал, про что же этот фильм, да и сейчас боюсь судить однозначно.
Благодаря этому ходу последующие события фильма воспринимаются изначально печально, поскольку мы осведомлены, как и чем все это кончится. Между прочим, достаточно противоречивая цитата на мой взгляд, оскорбляющая как киноманов, так и кинокритиков, при чем ставящая фильм «Гражданин Кейн» в центр этого краеугольного «камня».
Я НЕ считаю этот фильм (как, впрочем, и никакой другой) лучшим фильмом столетия, что вовсе не означает, что он мне не нравится. Должен отметить имитацию кинохроники в начале фильма — это может и было новым словом в те годы, но мне она показалась очень затянутой и изрядно утомила в самом начале. А вот то, что фильм начинается и заканчивается одним и тем же, но в разной последовательности, выглядело очень логично и придало завершенности картине.
К концу фильма, несмотря на многочисленные интервью с близкими Кейну людьми, журналист Томпсон так и не разрешает загадку «розового бутона»
И иногда теряется связь между вполне реальным Орсоном Уэллсом и придуманным почти без прототипов Чарли Кейном. Уверен, почти все кинолюбители слышали про «Гражданина Кейна» — фильм, который часто называют лучшим кинотворением всех времён и народов. Следуя за тем журналистом, и слушая его беседы с людьми, знавшими Кейна, мы рисуем себе его образ, но он меняется в зависимости от отзыва о нём собеседника.
Но Великому Кейну всё время мешали наивные и недалёкие люди, которые мыслили приземлённо по сравнению с ним, и не хотели его возвышения. КиноПоиск собрал с мероприятий в Москве самые интересные и наиболее важные цитаты режиссеров о значении их фильма для России, проповедях XIX века и псевдоинтеллектуализме.
На протяжении нескольких десятилетий регулярно побеждал в масштабных опросах кинопрофессионалов как «лучший фильм всех времён и народов». Одинокий газетный медиамагнат миллиардер Чарльз Фостер Кейн умирает в своём пустынном гигантском замке, наполненном бесценными произведениями искусства. Кадр из фильма.
Гражданин Кейн» по признанию критиков и кинематографистов множество раз был назван лучшим фильмом всех времен и народов. И вот то, как подан сюжет стоит отметить — в фильме, скорее всего, первые в истории кино «флешбэки». В одной из сцен Кейн говорит: «Не верьте всему, что слышите по радио». В сценарии фильма присутствовала сюжетная линия, согласно которой Сьюзан Александр изменяла своему мужу, и Кейн узнавал об измене.