Карл Брюллов краткая биография художника

С 1836 года по 1849 год Брюллов жил и работал в Петербурге. В 1834 году Брюллов был вызван в Россию императором Николаем I. Его картина «Последний день Помпеи» была выставлена в Академии художеств. В России Карл Павлович Брюллов стал героем. Карл согласился и вместе со своим братом Александром 16 августа 1822 года отбыл в Италию. В десятилетнем возрасте Карл Брюллов поступает в Академию художеств в Петербурге.

Кроме него, в семье было ещё три сына и две дочери. В октябре 1809 года мальчик был зачислен на казённое содержание в Императорскую Академию художеств в Петербурге, где проучился до 1821 года. В числе его учителей был А. И. Иванов. В дальнейшем Карл получил золотую медаль по классу исторической живописи. В 1819 году молодой художник создал ещё одну известную картину «Нарцисс, смотрящий в воду», которую А. И. Иванов выкупил для своей коллекции.

Жизнь Брюллова в Европе

Просьба Брюллова о замене учителя была отклонена. Тогда Карл отказался от пенсионерской поездки. Буквально сразу после прибытия в Рим художник получил от ОПХ задание выполнить копию с фрески Рафаэля «Афинская школа», ставшей последней ученической работой живописца. Но подлинную славу и популярность в Италии принесли молодому художнику его портреты представителей итальянской знати и своих соотечественников.

В 1830 году Брюллов приступил к работе над большой картиной с историческим сюжетом — «Последний день Помпеи» (1830—1833), заказанной ему Анатолием Николаевичем Демидовым. Замысел картины был связан с возникшей тогда модой на археологию и с актуальностью: в 1828 году произошло извержение Везувия. Император Николай I, увидев картину, пожелал лично видеть Брюллова в Петербурге и передал ему распоряжение возвращаться на родину.

В Афинах Брюллов тяжело заболел жёлтой лихорадкой, из-за чего был вынужден расстаться со своими спутниками. Пребывание в Москве, куда живописец приехал в декабре 1835 года, затянулось на несколько месяцев: Москва встречала Брюллова как героя, устраивая в его честь торжественные приёмы.

В Петербурге живописца ожидал торжественный приём в Академии художеств и триумф «Последнего дня Помпеи». Такой картиной должна была стать «Осада Пскова польским королём Стефаном Баторием в 1581 году» (1839—1843, Государственная Третьяковская галерея, Москва).

В Петербурге упрочилась слава Брюллова как виртуозного модного портретиста. В 1843 году Брюллов в числе лучших живописцев академической школы получил приглашение участвовать в росписи Исаакиевского собора. К 1848 году они были завершены, и Брюллов приступил к самой живописи. 27 апреля 1849 года по настоянию врачей Брюллов покинул Россию и через Польшу, Пруссию, Бельгию, Англию и Португалию направился лечиться на остров Мадейра. Долгие годы Брюллов был связан с графиней Юлией Самойловой, которая была его музой и натурщицей.

В это нелёгкое для художника время его поддержала приехавшая из Италии в Петербург Самойлова. В портретах Брюллова есть некоторая импульсивность и неуловимое движение, они приятны и не темны по колориту. Меланхолия, пронизывающая его поздние портреты, сближает Брюллова с романтиками. Отношение к наследию художника в культурной среде неоднозначно. А. С. Пушкин, Н. В. Гоголь, А. А. Фет и многие другие восхищались творчеством мастера, в то время как И. С. Тургенев порицал в творчестве Брюллова декоративность и отвлеченный романтизм.

Биография и творческая деятельность

Две памятные монеты Банка России, посвящённые 200-летию со дня рождения К. П. Брюллова. Брюллов, в отличие от Пушкина и своего друга Глинки, не оказал столь существенного влияния на русскую живопись, как они — на литературу и музыку соответственно. Художник был глух на левое ухо. Причиной этому стала полученная в детстве от своего отца, очень строгого человека, пощёчина за какой-то проступок. После выкупа Шевченко стал одним из любимых учеников Брюллова.

Живя в Петербурге, Брюллов никогда не брался за групповые портреты приезжих московских чиновников или купцов с их столичными товарищами. Отказывая, он всегда говорил одну и ту же фразу: «У вас есть собственный превосходный художник», намекая на В. А. Тропинина. Некоторые картины Брюллова по неизвестным причинам заканчивали его ученики. Портрет археолога Микеланджело Ланчи» — последняя работа Брюллова — стала одной из первых картин, купленных П. М. Третьяковым для своей коллекции.

В детстве Брюллов очень много болел. До 7–ми лет он почти не вставал с кровати. В Академии художеств Карл учился хорошо, и превосходил всех своих товарищей. Закончив Академию в 1821 с отличием, Брюллов вступил в Общество поощрения художников. Брюллов посетил множество городов Европы, но Италия ему нравилась больше всего, и он провел тут более 12 лет. Именно здесь Брюллов состоялся как художник, стал известным и популярным мастером. Жизнь в Италии протекала бурно и весело.

Одна из самых выдающихся картин в биографии Брюллова – «Последний день Помпеи». До 1822 года Карл и Александр Брюлловы носили фамилию своих предков Брюлло. А в 1821 году за картину «Явление Аврааму трех ангелов» Карл Павлович был удостоен Большой золотой медали. В стремлении познавать новое Карл Брюллов освоил самые различные изобразительные техники.

Предлагаю также ознакомиться: