То же и с «Чтивом». Криминальное чтиво» содержит отпечаток и первой, и второй профессии. Бульварное чтиво – лишь провокационная обложка, по которой не стоит судить о «книге». Нестандартная подача материала здесь в синтезе криминальных действий героев и острых диалогов. И вот на этом фоне в 1994 году произведение из ряда чтива получает наивысшую награду на Каннском кинофестивале.
Сюжет фильма нелинеен, как и почти во всех остальных работах Тарантино. Именно в стиле таких журналов были оформлены афиши, а позднее саундтрек, видеокассеты и DVD с фильмом. Джулс и Винсент сидят в том же ресторане и обсуждают желание Джулса уйти из криминального мира. Непосредственно перед началом ограбления Винсент идёт в туалет.
Мэйнард и Зед выбирают себе первую жертву, которой в результате простой считалки оказывается Марселас. Из фильма была удалена сцена, в которой Джулс пытается решить, что ему нужно делать дальше, в то время как Тыковка и Зайчишка грабят ресторан.
Сцена в ресторане («Honey Bunny» и «Pumpkin») была специально написана для Тима Рота и Аманды Пламмер. Однако, он всё же появился в фильме в роли-камео: Стив сыграл официанта, принимающего заказ у Мии и Винсента, в ресторане «Jack Rabbit Slim’s». Квентин Тарантино предлагал Курту Кобейну, основателю и солисту группы Nirvana, роль в фильме, но музыкант отказался. При монтаже фильма сцена была проиграна в обратном направлении, и тем самым был достигнут необходимый эффект реальности.
13. Тарантино любит винтажные настольные игры и он отразил это в фильме
Машина, на которой ездит Винсент — это красный кабриолет Chevrolet Malibu 1964 г., которая принадлежала Квентину Тарантино и была угнана во время съемок. Харви Кейтель посоветовал режиссёру взять на роль Брюса Уиллиса, и режиссёр, подумав, подправил сценарий. И еще раз пересмотреть. Ставшая классикой картина Квентина Тарантино впервые была показана в мае 1994 года на Каннском кинофестивале. Позже ее увидели гости других международных фестивалей по всему миру — от Мюнхена от Локарно, и лишь 23 сентября на Нью-Йоркском кинофестивале ее смогли посмотреть первые американские зрители.
Герой Джона Траволты в фильме разъезжает на шикарном кабриолете Chevrolet Chevelle Malibu 1964 года, который принадлежал самому режиссеру. В Соединенных Штатах рейтинг «R» означает, что дети до 17 лет допускаются к просмотру фильма только в сопровождении родителей или опекунов. Несмотря на то что сейчас «Криминальное чтиво» считается одной из самых культовых картин за всю историю кинематографа, в США фильм собрал $100 млн только за 178 дней проката.
Режиссер также намеревался задействовать в картине персонажа из его предыдущей картины «Бешеные псы» Вика Вегу, роль которого исполнил Майкл Мэдсен. Молодого боксера должен был сыграть актер Мэтт Диллон — Тарантино писал роль, видя его в роли Бутча Кулиджа, однако Диллон отказался участвовать в съемках из-за недостатка времени. Сам Квентин Тарантино, как известно, сыграл в киноленте роль паренька Джимми.
Снимая сцену, в которой Винсент Вега возвращает Мию Уоллес к жизни, режиссеру пришлось пойти на хитрость. Квентин Тарантино в 1994 году с помощью 271 fuck’а и 8 миллионов долларов вернул в обиход термин «бульварное чтиво», сняв фильм с одноименным названием. Криминальное чтиво» балансирует сразу на трех сюжетных линиях, связанных посредством соучастия персонажей, общих деталей и единства места (в пределах одного города).
1. В Южной Корее, Японии и Словакии фильм вышел на экраны раньше, чем в США
Квентин Тарантино – своего рода видеотека кассет с фильмами 70-80-х годов. Работая в видеопрокате, он целыми днями смотрел и обсуждал кино с коллегами и посетителями. Криминальное чтиво» в 1994 году вызвало у мирового кинематографического сообщества приятный культурный шок, который в свое время вызвал «Гражданин Кейн» Орсона Уэллса.
Для удобства восприятия далее сюжет фильма представлен в хронологическом порядке, что не совсем правильно, так как нарушает авторский замысел. Желающие могут читать блоки с сюжетом фильма в правильном порядке. Добравшись до квартиры, после непродолжительного диалога и цитирования искажённого отрывка (Иез. 25:17) из проповедей пророка Иезекииля, Джулс и Винсент убивают Бреда и одного из его компаньонов. Кусочки мозга и осколки черепа Марвина разлетаются на весь салон внутри машины.
Когда Ринго пытается помимо кошелька забрать у Джулса чемодан Уоллеса, тот перехватывает инициативу и берёт его на мушку. Иоланда берёт на прицел Джулса, вернувшийся Винсент — Иоланду. Он забирает у Ринго свой кошелёк (оставив тому деньги) и даёт ему и Иоланде уйти с добычей (но без чемодана).
Перед тем, как принять Винсента, Уоллес обсуждает с боксёром Бутчем (Брюс Уиллис) детали предстоящего договорного боя, который Бутч должен будет проиграть, и передаёт ему деньги. Между Винсентом и Бутчем происходит стычка. Бутч видит, что Винсент — приближенный Марселласа Уоллеса, и делает для себя определенные выводы.
Мия тут же приходит в себя, после чего Винсент отвозит её домой. Договорившись, что Марселлас ничего не узнает об этой ситуации, они расстаются. Очнувшись, Бутч обнаруживает себя поставленным перед необходимостью участвовать в договорном матче, за проигрыш в котором ему заплатил Марселас Уоллес. В мотеле его ждёт подруга, Фабиан (Мария де Медейруш), которая должна была собрать вещи из их съёмной квартиры.
Он осторожно проникает в квартиру, никого там не обнаружив, забирает часы и, уже успокоившись, принимается готовить себе тосты для завтрака. И опять это нельзя назвать умышленным убийством: Бутч явно не собирался его убивать. Бутч покидает квартиру и отправляется на машине Фабиан в отель. Остановившись на красный свет в хорошем настроении, он неожиданно видит Марселаса, который, переходя дорогу, замечает Бутча в машине.
Бульварное чтиво в неприглядной российской действительности вызывает отвратительные ассоциации с определенными писателями, вернее писательницами. Можно долго превозносить художественные достоинства фильма и неповторимый стиль режиссера, но все это лишнее — чтобы понять, в чем прелесть «Криминального чтива», нужно его просто посмотреть.