Но в режиссерской версии фильм просто бесподобен. Известно, что Брайан Хелгелланд снимал фильм «Расплата» с Мелом Гибсоном в главной роли. Известно и то, что режиссерская версия фильма не понравилась продюсерам. Фильм хорош. И эта версия нравится больше. Даже в обычной версии фильм был очень достойным.
Хорошего парня обижает в начале плохой парень и весь фильм хороший парень пытается достать плохого. У Гибсона уже есть похожий фильм на эту тему — Возмездие, который, впрочем, гораздо слабее оцениваемого.
О сюжете рассказывать не люблю, по этому, перейдём сразу к различиям между театральной и режиссёрской версиями фильма
Поскольку этот момент можно достаточно часто увидеть в американских фильмах, то невольно задаешься вопросом — это американская традиция такая не смотреть в дверной глазок? В остальном же фильм достаточно хорош. В нем можно найти немало интересных сцен. Очень хорошо сыграл свою роль Мэл Гибсон. Гибсон записал себе в актив роль преступника и ещё один успешный продюсерский проект. Несколько лет он так и был «сапожником без сапог», пока, наконец, у него не появилась возможность выпустить фильм таким, каким он был изначально.
Его фильм на порядок мрачнее и жёстче прокатной версии. Портер (герой Гибсона) из весёлого и настырного «обаяшки» превратился в настоящего подонка, не обременённого понятиями благородства и морали. По большому счёту, в фильме вообще нет положительных героев.
И они беспрепятственно проникают в монтажные, куда, по идее, доступ им запрещен. В итоге фильм резко меняет направление. И очень редко происходит такое, что режиссер, спустя несколько лет собирается с силами (и найдя средства) и снимает «свою» версию того же фильма.
Еще реже можно увидеть, как обе версии не только полярно различаются, но и дополняют друг друга. И оба фильма смотрятся на одном дыхании. Режиссерская версия выглядит более жизненно. И создается впечатление, что события в данном фильме происходят несколько раньше, чем в театральной версии. В итоге, был приглашен не известный широким кругам режиссер Пол Абаскаль (я так полагаю, что он был протеже Мела Гибсона) и добавил некоторые сцены в фильм, а также произвел финальный монтаж.
Между тем, «Режиссерская версия» — это совсем другой фильм. То, что в «Расплате» только предполагается — расцветает в «Режиссерской версии». Между тем, ряд вещей, на мой взгляд, лучше в оригинальном фильме.
Также, мне очень понравилась линия с киднеппингом в первом фильме, которая в «Режиссерской версии» исчезла. Иногда Гибсон включал фирменную «обаятельную сумасшедшинку» в стиле Риггса из «Смертельного оружия». В «Режиссерской версии» это все исчезло. Что делает фильм реалистичнее, а игру Гибсона основательнее.
Оба фильма сняты весьма нестандартно, профессионально и интересно. Второе кино более мрачное и жестокое (что в контексте жанра — хорошо), но при этом оно тоже имеет свои недостатки. Новый финал выглядит куда более уместным, нежели тот хэппи-энд, что нам предложили в кинотеатральной версии.
В заключение, хочется сказать, кому и как я рекомендую смотреть этот фильм (а я его рекомендую настоятельно!)
Но это его практически главный (и очень спорный) минус. Еще, правда, фильм стал менее массовым, но мне это наоборот пришлось по вкусу (очень люблю я подобные фильмы). Долгое время я считал «Расплату» одним из лучших фильмов Мела Гибсона. Первое, что бросается в глаза — это яркая цветная картинка, из-за чего фильм стал более красочным и приятным для просмотра.
Во-вторых были убраны все лишние диалоги, сцены и персонажи, а это в свою очередь сделало действие более динамичным. В четвертых, новое музыкальное сопровождение больше соответствует быстро развивающемуся действию и духу фильма. И наконец в пятых, фильм получил открытый конец без слащавых хэппи-эндов, что делает историю более правдоподобной. P.S. Конечно из двух версий можно было бы слепить полную версию фильма, но это будет уже совсем другая история.
В-третьих, обе версии колоссально различаются сценами и персонажами: в одной версии много лиц, которых нет в другой, причём это отнюдь не мизерные роли, а реально ключевые для сюжета! И в режиссёрской версии его хладнокровно проделанные уловки смотрятся намного реалистичнее, чем красочные взрывы и киднеппинг в театральной. Чтобы подчеркнуть разницу между двумя версиями, советую смотреть театральную в формате 3Х4, а режиссёрскую — в 2,35:1.
В итоге, в 2006 году Хелгеленд уговаривает продюсеров, и они соглашаются пойти на уступки, выходит в свет, жаль, что только на видео, режиссерская версия картины «Расплата». В новой версии уже все сделано именно так, как хотел Брайан.
Для него дело принципа забрать полагающийся процент себе. Он сделает все, чтобы отомстить и отобрать свои 70 тысяч обратно, в «законные» владения. Эта лента кардинально отличается от театральной версии 1999 года и помогает насладиться реальностью жестокого мира. Все-таки, Брайан Хелгеленд поставил точку в своем проекте. Посмотрев режиссерскую версию, я понимаю, за что уволили режиссера.
Сначала он мстит тем, кто в свою очередь, спер их у него и мочит тех, кто мешает ему отобрать их у так называемого «синдиката». Попытка как-то изменить свою жизнь и жизнь того, кто тебе дорог в рамках вновь обретенных ценностей. С этим никто спорить не будет. Но если ты шантажируешь одного из главных боссов с риском для жизни, почему не потребовать несколько миллионов (например, в качестве моральной компенсации).
Резюмируя свои впечатления от фильма, могу сказать, что, не будучи кровожадным человеком, я очень расстроена тем фактом, что контрольного выстрела в голову так и не увидела. Поэтому он приглашает Портера на дело. Вместе с ним и его женой они грабят автомобиль, в котором азиаты перевозят «грязные» деньги. Практически все телефоны в фильме дисковые, а не кнопочные.
В интервью гонконгской газете, Мэл Гибсон признался, что Джон Мир был ответственен за пересъёмку фильма. Имя героя Мела Гибсона за весь фильм не произносится ни разу, все называют его по фамилии — Портер. В театральной версии фильма, Крис Кристофферсон сыграл данного персонажа.
Собственно, на то она и театральная. Далее бросает сигарету в лужу бензина, которая естественно загорается и машина взрывается, вместе с несчастными отмороженными бандитами. Музыка для разных версий фильма — разная. Что касательно сюжета: театральная версия под конец даёт такие Голливудские переподвыверты, что невольно одолевает смех, а режиссёрская — эдакий Max Payne в хорошем смысле.
Театральную версию фильма мы смотрели в авторском переводе Дмитрия Пучкова, так называемый правильный переводГоблина — высший пилотаж. Режиссёрскую версию Гоблин переводить не стал, по этому смотреть её пришлось в обычной многоголоске.
Очень важно собственными глазами увидеть обе версии фильма и решить для себя, какая больше нравится — режиссёрская или театральная. Что поделаешь, это и есть сюжет фильма). Основной причиной на это — очень харизматичный актёр в главной роли — Мэл Гибсон. P.S. Отбивание молотком пальцы Гибсону — одна из лучших пыток в кино, сравнимая с отбиванием другого места в «Казино Рояль».
Сэлли Келлерман озвучила Бронсона в режиссерской версии фильма. Скотт Стэмблер написал часть музыки для театральной версии фильма и также принял участие в работе над режиссерской версией. В третьих, за счет введения новых сцен — как фильм так и герой Гибсона Портер, стал более жестким, без единого налета сентиментов, как в театральной версии.