2. Диалогическая речь, т. е. разговор, в котором участвует не менее двух собеседников. В психологии различают два основных вида речи: внешнюю и внутреннюю. Отсюда следует, например, что процесс своей внутренней речи человек сознательно контролировать не в состоянии. Внутренняя речь является неосознаваемой. Кроме того, этот вид речи не имеет никаких дополнительных средств воздействия на воспринимающего, кроме самих слов, их порядка и организующих предложение знаков препинания.
Устная речь отличается не только тем, что она выражена в звуках, но главным образом тем, что она служит целям непосредственного общения с другими людьми. 1. Монологическая речь, когда говорящий в течение относительно длительного времени излагает свои мысли, не будучи прерываем другими людьми.
Иной характер носит письменная речь. Это речь, которая по своей структуре является наиболее развернутой и синтаксически правильной. Письменная речь требует возможно более полного раскрытия всех существенных связей выражаемых ею мыслей.
Большое значение при этом имеет само построение письменной речи, наличие строгого плана, продуманного подбора различных языковых средств. Вот почему практика в письменной речи является необходимым условием развития точного и правильного мышления.
Внутренняя и внешняя речь
Для этой речи характерно отсутствие полной звуковой выраженности, которая заменяется зачаточными речевыми движениями. Иногда эти зачаточные артикуляционные движения приобретают очень заметную форму и даже приводят к произнесению отдельных слов по ходу мыслительного процесса.
У детей лет пяти дума выражается словами или разговором шепотом, или по крайней мере движениями языка и губ. Это чрезвычайно часто случается и со взрослыми людьми. В некоторых случаях внутренняя речь приводит к замедлению мыслительного процесса. Объясняется это тем, что в процессе практического пользования речью сокращенные формы стали замещать более развернутые.
Речь — сложившаяся исторически в процессе материальной преобразующей деятельности людей форма общения, опосредствованная языком. В монологической речи, по сравнению с диалогической, наиболее существенно изменяется смысловая сторона. Ее содержание должно прежде всего удовлетворять требованиям последовательности и доказательности в изложении.
Внутренняя речь — это особый вид речевой деятельности. Она выступает как фаза планирования в практической и теоретической деятельности. Поэтому для внутренней речи, с одной стороны, характерна фрагментарность, отрывочность. Поэтому внутренняя речь чрезвычайно ситуативна, в этом она близка к диалогической. Информативность различных видов речи зависит прежде всего от ценности сообщаемых в ней фактов и от способности ее автора к сообщению.
В ходе совместного труда и жизни люди испытывали и испытывают потребность согласовать совместные действия, обменяться мнениями друг с другом по поводу происходящих событий. Диалог – речь поддерживаемая. Собеседник ставит в ходе ее уточняющие вопросы, может закончить мысль другого, дать свои реплики.
Диалог ведется при эмоционально-экспрессивном контакте говорящих в условиях их взаимного восприятия друг другом. Монологическая речь – длительное, последовательное, связное изложение системы мыслей, знаний одним лицом. Она разворачивается в форме доклада, рассказа, лекции, выступления. Монологическая речь развивалась на основе диалогической. Монологическая речь протекает также в ситуации общения, но характер общения изменяется: монолог непрерывен, поэтому активное экспрессивно-мимическое и жестовое воздействие осуществляется выступающим.
Письменная речь обращена к самому широкому кругу читателей. Восприятие письменной речи обязательно предполагает работу воображения. Внутренняя речь – разговор человека с самим собой. Во внутренней речи протекает мышление, возникают намерения и планируются действия.
Язык и речь – хотя и очень близкие, но все же отличающиеся друг от друга понятия. 1) обозначение – наличие этой функции свидетельствует об отличии речи человека от общения животных. 2) обобщение – функция проявляется в том, что одним словом можно обозначить группу сходных предметов (понятие) что роднит речь с мышлением.
Письменная речь представляет развернутое речевое высказывание. Важно, чтобы форма изложения была ясной и точной. Если речь предназначена для широкой читательской аудитории, то следует позаботиться о ее обоснованности, содержательности, увлекательности. Ее основное достоинство заключается в возможности донести до слушателей собственную мысль без искажения и с необходимыми доказательствами.
Монологическая речь
Контекстуальная речь – более развернутая, предшествующие высказывания обуславливают возникновение последующих. Эгоцентрическая речь – речь человека, обращенная на себя самого и не рассчитанная на какую-либо реакцию со стороны окружающих.
Активная и пассивная форма речи
Оба эти вида, разумеется, имеют между собой определенное сходство. Такую речь называют разговорной, или диалогической (диалоговой). Монологическая речь это речь, произносимая одним человеком, в то время как слушатели только воспринимают речь говорящего, но прямо в ней не участвуют.
Монологическая речь психологически более сложна, чем диалогическая (по крайней мере для говорящего). Слова и фразы говорящего еще какое-то время «циркулируют» в сознании слушающего. При этом активность слушающего может быть очень разной: от вялого и равнодушного до судорожно активной. Активная речь — спонтанное (идущее изнутри) говорение вслух, человек говорит то, что хочет сказать.
Диалогическая речь. Диалог – это непосредственное общение двух или нескольких человек. Речь в связи с этим у здорового человека отличается плавностью. В письменной речи мысли человека находят свое наиболее полное и адекватное словесное выражение.