Например, в слове «рука» слышится твёрдый согласный звук , а в слове «река» — мягкий. Такие звуки объединяются в пары и образуют группу парных согласных. В слове-отгадке выделите мягкие согласные звуки. Подумайте, нужно ли обозначать их мягкость на письме. Игра позволяет детям быстрее различать твердость и мягкость согласных звуков.
2) В некоторых иностранных словах, вошедших в русский язык, согласный звук произносится твердо, но после буквы, его обозначающей, пишется все-таки е, а не э, как слышится. Но проблема зачастую состоит в том, что дети еще маленькие, чтобы быстро схватывать знания, да и учебные классы часто переполнены.
Парные и непарные согласные
А изучение языка начинается с малого – со звуков. Сначала ребенок учится понимать, как буквы делятся на гласные и согласные. Что такое звуки, и что такое буквы. Когда этот материал уже усвоен, можно приступать к навыку отличать мягкие звуки от твердых звуков. В первую очередь обращаем внимание на случай, когда после согласной буквы идет гласная. Необходимо запомнить, что после твердых согласных всегда идут гласные: а; о; у; э; ы. Если же после согласного стоят: и; е; ю; я; е, то эти согласные мягкие.
Какие звуки всегда твердые, а какие – мягкие
Запомнив это нехитрое правило, дети уже не испытывают затруднений в определении твердости и мягкости отдельных согласных звуков, если после них стоит гласный. А что же делать, если после согласного, вызывающего сомнение, в слове идет снова согласный? Ребенок должен усвоить, что в этом случае согласный будет твердым. Всегда мягкие звуки остаются вне правила. После «н» стоит «д» и ребенок понимает, что согласный «н» обозначает твердый звук, потому что после него стоит согласный звук. А вот в слове «парча» буква «ч» по-прежнему остается мягкой.
Попробуйте произнести на, но, нэ, ну, ны. В результате всех этих действий ребенку можно объяснить, что если звук – веселый – значит, он мягкий, если не веселый – значит, твердый. На письме твердость и мягкость согласных звуков обозначается только при написании транскрипции.
Ниже приведем поясняющую таблицу, в которой наглядно отображено, что один и тот же звук может быть и твердым, и мягким, в зависимости от того, какая гласная за ним следует. Важно обратить внимание, что буквы «ж»; «ш»; «ц» — бывают только твердыми, не важно, какая гласная за ней стоит, а «й»; «ч»; «щ» — мягкими по тому же признаку. Ребенок запомнит эту ассоциацию, и уже всегда будет четко называть эти звуки мягкими. Также в тетрадь по письму можно вклеить и такую напоминалку: «жи» и «ши» пишем с буквой «и». Объясните ребенку, как дело обстоит и с другими гласными и твердыми согласными.
В русской речи помимо твердости и мягкости, различают звонкость и глухость звуков. Фонетика дает четкое понятие о том, будет согласный звук звонким или глухим.
Глухие согласные звуки говорятся исключительно при помощи шума, голос здесь не задействуется, а голосовые связки находятся в расслабленном состоянии. Во многих школах учителя заучивают с детьми следующую фразу: «Степка хочешь щец?» — «Фи!». Здесь представлены согласные звуки, которые в русском языке являются глухими.
Итак, мы выяснили, что в алфавите буквы дают несколько звуков. На письме используем звонкую согласную, а говорим «голупка». Чтобы еще раз закрепить понятие о твердых и мягких согласных звуков, следует различать расположение языка во время произношения. Когда говорится мягкий звук, то язык движется вперед, поднимаясь к небу своей серединой. Угадай-ка. Пишем таблички с транскрипцией слов. Задача ребенка назвать слово и назвать мягкие звуки. Таблички лучше всего делать яркими и крупными, тогда детям интереснее будет на них реагировать.
Играя, ребенок визуально запоминает обозначение мягких согласных звуков и получает практические навыки использования знаний при письме. Выбирай твердые! Найди пару. Детям даются слова с употреблением первой согласной в твердой форме, а ребенок должен придумать слово, в котором первый согласный будет мягким.
Эта игра развивает фантазию ребенка и расширяет его словарный запас, когда дети делятся написанными словами. Учитель говорит слова, начинающиеся на согласные. А еще неплохо развивает реакцию и способность внимательно воспринимать информацию.
А дети должны в ответ напевать эту же согласную, только в мягком употреблении. Чем интереснее игра, тем лучше запомнится урок. Если детям давать только сухие правила и упражнения, они быстро теряют интерес к процессу обучения, и не будут вникать в суть правил. Первый класс – это стресс и для детей, и для родителей. Поэтому, чтобы облегчить период адаптации ребенка в школе и помочь ему привыкнуть к новым требованиям, проявляйте спокойствие и уверенность, терпимость к детским ошибкам и промахам.
Согласные образуют 15 пар противопоставленных по твердости / мягкости звуков. Скачайте бесплатно карточки с буквами и слогами. Читайте в какие игры можно играть с этими карточками- слогами. Одно уточнение: так как буквы «ж», «ш» всегда твердые, они не могут быть зеленого цвета, а только синего.
Здравствуйте!Нажимаем на картинку мышкой и ждем когда она откроется во весь свой размер. Затем нажимаем правой кнопкой мыши на картинку и выбираем «Сохранить картинку как…». Татьяна, на данный момент не увидела: кя, ке (с точками), кю, кы, гы, гя, ге(с точками), гю . Я понимаю, что такие слоги могут и не быть в русских словах, но бывают слова иностранного происхождения.
Очень много полезного и интересного для детей и родителей!!!Очень огромный помощник в нашей семье!) Все прекрасно!!! Если говорить про буквы, то они не могут быть ни твердыми, ни мягкими. Правильнее сказать буквы гласных звуков, буквы твердых (мягких) согласных.
Все они являются или твердыми парными, или мягкими парными»Так замудрили изучение русского языка!!!!!!!!!!!! Все они являются или твердыми парными, или мягкими парными» И это преподают в школе!!! Зачем так усложнять изучение языка? Жаль учеников и их родителей!!! Если есть вопросы по тому как работать с сайтом и представленными на нем материалами для развития ребенка, то не стесняйтесь — спрашивайте и предлагайте! Полезные материалы для скачивания и распечатки, ВСЁ это на нашем сайте Скоро Праздник.
5 букв, 6 звуков). Это зависит от положения буквы в слове. В конце слога звонкий звук приглушается, то же происходит, если буква стоит перед глухим согласным, например «голубка». Не большая просьба, не могли бы создать слоговые карточки по типу ГЛАСНАЯ + СОГЛАСНАЯ твёрдые и мягкие согласные (синие и зелёные)!!! И согласные рядом с ними — твёрдые.