Секреты картины Рембрандта «Даная»

В числе приобретенных картин была «Даная» Рембрандта. Картину «Даная» Рембрандт начал писать в 1636 году, через два года после своей женитьбы на Саскии ван Эйленбюрх. После распродажи имущества Рембрандта след картины теряется. 15 июня 1985 года в зал Рембрандта в Эрмитаже вместе с экскурсией пришел мужчина, который спросил у работниц музея, какая из картин в этом зале наиболее ценная.

Однако бог Зевс проник к Данае в виде золотого дождя и совокупился с ней, в результате чего Даная родила сына Персея. Её доверчивый взгляд обращён в сторону света, губы чуть приоткрылись в полуулыбке. Искусствоведы долгое время предлагали различные толкования картины. По Панофскому Рембрандт заменил традиционный золотой дождь золотым светом, следовательно, женщина — Даная.

Возвращение блудного сына Рембрандт Хармес ван Рейн

Злоумышленник также достал нож и успел дважды порезать картину. Реставрация началась в Малой церкви Зимнего дворца, где были созданы подходящие для картины климат и освещение. Для предотвращения актов вандализма в настоящее время картина защищена бронированным стеклом. Упоминается также то, что картина была облита серной кислотой и процесс её реставрации. История картины ярко описывается в «Исторических миниатюрах» Валентина Пикуля.

15 июня 1985 года 48-летний безработный из Каунаса Бронюс Майгис посетил Эрмитаж и вошёл в историю. Перед тем, как облить «Данаю» Рембрандта, он два раза ударил картину ножом. Как утверждают некоторые очевидцы, акт вандализма сопровождался выкриками «Свободу Литве!». АиФ.ru рассказывает о секретах картины, которую чуть не уничтожил Майгис. Рембрандт писал «Данаю» с 1636 по 1647 год. В основу шедевра лёг древнегреческий миф. Даная была дочерью царь города Аргоса Акрисия.

Ещё одна загадка, долго мучившая искусствоведов, — почему лицо Данаи не похоже на лицо жены Рембрандта Саскии, которая была его музой и умерла всего через восемь лет после свадьбы. Данаю» Рембрандт начал писать спустя два года после того, как они поженились, а значит, писал не по памяти. После ссоры Рембрандт изменил причёску, выражение лица, положение рук и ног, а также освещение тела Данаи. Надо отметить, что роман с Диркс продлился недолго.

Это самая известная картина Рембрандта. Все показанные на картине офицеры размещены в соответствии с уплаченным ими Рембрандту гонораром. Нищий и больной сын возвращается к отцу, и тот радостно приветствует его, чем вызывает гнев со стороны второго сына, проведшего всю свою жизнь в трудах. Точная дата написания картины не установлена, но считается, что это одна из последних работ Рембрандта. Картина полна нежности и сострадания. Голова отца — один из самых незабываемых образов Рембрандта.

Создавая этот автопортрет, Рембрандт отказался от театральных приемов, свойственных его ранним автопортретам, и изобразил себя очень просто. Однако и сама рука, и вся нижняя часть картины лишь намечены, основное же внимание сосредоточено на голове. Эту картину по праву считают одной из вершин в творчестве Рембрандта и лучшим изображением обнаженной женской натуры в живописи XVII века. Между тем споры вокруг нее не утихают.

Эта картина, написанная вскоре после переезда Рембрандта в Амстердам, продемонстрировала высочайшее мастерство художника столичным жителям. Рембрандт совершил подлинную революцию, показав динамичную композицию и «оживив» своих персонажей. И тем не менее, это вполне реалистичный групповой портрет амстердамских врачей, заказавших картину.

Картина поражает чувственностью и насыщенностью колорита. Наиболее распространенное название картины «Даная». Тридцать лет назад, 15 июня 1985 года, в Государственном «Эрмитае» вандал облил серной кислотой и дважды порезал ножом одну из самых знаменитых полотен музея — картину Рембрандта «Даная». Сюжетом картины послужил миф о дочери царя Акрисия, ставшей женою Зевса и матерью Персея – одного из любимых героев древних греков.

Рембрандт Харменс ван Рейн. Картина «Даная», 1636-1647

Когда российская императрица ЕкатеринаII начала подбирать картины для Эрмитажа, она попросила своего хорошего знакомого Дени Дидро помочь ей с подбором материалов для коллекции. Дидро обратил внимание на часть коллекция Кроза, находящейся у барона Луи Антуана, которая и была приобретена Екатериной II в 1772 году у наследников скончавшегося в 1770 году барона. Краска немедленно начала пузыриться, менять цвет – в склянке была серная кислота.

Вандалом оказался 48-летний житель Литвы Бронюс Майгис, который объяснил свой поступок политическими мотивами. Сложнейшая реставрация картины длилась 12 лет. В 1997 году шедевр снова появился в Эрмитаже. Как вдруг мужчина средних лет, остановившись у «Данаи» Рембрандта, несколько раз пырнул полотно ножом и плеснул на него из банки серной кислотой. С точки зрения оптимиста почти 70 процентов картины уцелело, а пессимист отметил бы, что более всего пострадала фигура Данаи — самая ценная, центральная часть картины.

Смотреть что такое «Даная (картина Рембрандта)» в других словарях:

В октября 1997 года «Даная» вновь была выставлена, но уже под бронированным стеклом. Но нет худа без добра. Позитивным моментом в этой дикой истории было обнаружение ранних редакций картины. Через два года после женитьбы на Саскии Рембрандт приступил к работе над «Данаей» и, разумеется, придал ей сходство с горячо любимой супругой. Ими в разные годы ХХ столетия также стали «Пьета» Микеланджело и «Ночной дозор» того же Рембрандта.

Когда царь древнегреческого города Аргоса узнал о пророчестве, согласно которому ему суждено умереть от руки сына Данаи, своей дочери, он заключил её в подземелье и приставил к ней служанку. Классический сюжет картины — явление Зевса в виде золотого дождя к находящейся в заключении женщине. Спутанная прическа, примятая подушка — всё говорит о том, что ещё минуту назад, раскутавшись в дремотной неге, женщина смотрела сладкие сны в своей роскошной постели.

Лишь сравнительно недавно, в середине XX века, при помощи рентгеноскопии удалось найти ответ на эту загадку. Лишь в XVIII веке «Даная» обнаруживается у знаменитого французского коллекционера Пьера Кроза́ (фр.Pierre Crozat). После смерти Кроза (1740) большинство картин досталось трём его племянникам: Луи Франсуа, Жозефу Антуану и Луи Антуану.

Художник любил свою жену и часто изображал ее на своих картинах. После этого он подошел к «Данае» и, достав из-под полы склянку, выплеснул ее содержимое прямо в центр холста. Многие эксперты не верили в успех, считая, что картина утрачена навсегда. Кроме того, рентгеноскопия показала, что на первоначальном изображении присутствовал золотой дождь, льющийся на Данаю, а взгляд ее был направлен вверх, а не в сторону.

Предлагаю также ознакомиться: