Творческая деятельность Микеланджело Антониони/Michelangelo Antonioni

Микеланджело Антониони родился 29 сентября 1912 года на севере Италии в Ферраре. В 1942 году он был режиссером-стажером у Марселя Карне на съемках фильма «Вечерние посетители».

Это первый цветной фильм Антониони. Международный успех последних четырёх фильмов побудил Антониони принять предложение поработать для англоязычной молодёжной аудитории. Свой следующий фильм — «Фотоувеличение» — он снимал в Великобритании с англоязычными актёрами. Забриски-пойнт» стал первым за 10 лет фильмом Антониони, который провалился в прокате и разочаровал кинокритиков, хотя впоследствии фильм стал культовым.

Антониони было не суждено повторить фестивальные триумфы 1960-х. В 1985 году у режиссёра случился инсульт. Мастер остался нем и частично парализован до конца жизни. Тем не менее при помощи немца Вима Вендерса ему удалось снять в 1995 году последний полнометражный фильм — «За облаками». Джонатан Розенбаум, говоря о фильме «Профессия: репортёр», охарактеризовал кинематограф Антониони следующим образом: «Задача репортёра, как и режиссёра, — задавать вопросы, а не давать ответы.

Творческая деятельность Микеланджело Антониони/Michelangelo Antonioni

В фильме Хичкока осмысление того, что показано на экране, постоянно откладывается, но под конец фильма понимаешь всё. У Антониони как раз наоборот. Мы видим всё чётко, но значение образов всё время ускользает от нас и по мере просмотра фильм становится всё более загадочным. Как только значение застывает и навязывается, как только оно теряет свои нюансы, оно превращается в инструмент в руках властей. Для Антониони актёры были всего лишь пешками в партии, или, как он однажды выразился, «движущимися пространствами». Герои его фильмов, как правило, принадлежат к верхушке среднего класса.

Микеланджело Антониони
Michelangelo Antonioni

Важнейшую часть содержания у Антониони несёт в себе кинематографическая форма. Содержание рассказа предопределяет своеобразие используемых им нарративных конструкций и приёмов. Монтажная техника и движения камеры доносят до зрителя основную мысль режиссёра лучше, чем само повествование. Его отец выбился в люди собственными силами, а происходил он из очень бедной семьи, как и его мать, которая долгие годы работала на фабрике.

Тогда же пришло увлечение театром, вместе с другими студентами он ставил спектакли, писал пьесы и рецензии. С 1947 года он начал снимать сам — вначале документальные ленты, затем художественные. Эти картины, объединённые единым стилем и авторской манерой, воссоздают особый мир — мир Антониони.

Разочаровавшись в Америке, Антониони посетил Китай. Там он создал трёхчасовой документальный фильм «Китай» (1972). После «Репортёра» Антониони приехал в СССР ставить картину совместного советско-итальянского производства «Воздушный змей». Однако советская сторона предложила внести в сценарий поправки. В 1986 году Фико, несмотря на 40-летнюю разницу в возрасте, стала синьорой Антониони.

В 1995 году Антониони поставил сложный, пронизанный чувственностью фильм «За облаками». В 1940 посещал Экспериментальный киноцентр в Риме, где в это время рождались идеи неореализма, и откуда вышли многие режиссеры этого течения в киноискусстве. Так впервые в киноискусстве (чуть раньше тематически близких фильмов Ингмара Бергмана «Молчание» (1962) и «Персона» (1966)) была раскрыта проблема некоммуникабельности в современном обществе.

Также известен как писатель и художник, в 1957–1958 поставил в римском театре «Элизео» пьесы Тайные скандалы (одним из авторов которой он был) и «Я – камера». Антониони считал, что отправной точкой для фильма может стать что угодно — важно только, во что режиссер обратит источник своего вдохновения. Цветами в картине режиссер пользовался, как красками: изобразил тоску городского пейзажа с помощью оттенков серого – главной гаммы фильма, разбавил ее пятнами красного, зеленого и холодного синего.

Прежде чем начать фильм «Красная пустыня», я наблюдал многих нервнобольных людей в клиниках и вне клиник, и мне кажется, что я их увидел затем в лице Джулианы, — рассказывал режиссер. Но именно в этой двусмысленности и заключается вся его конкретность, именно поэтому фильм и кажется мне сейчас завершённым». Отличительная черта не только «Профессии репортер», но и многих фильмов Антониони — звуковой фон, в котором нет места музыке, аккомпанирующей действию.

Пользователь обязуется высказываться уважительно по отношению к другим участникам дискуссии, читателям и лицам, фигурирующим в материалах. На сайтах медиагруппы МИА «Россия сегодня» может осуществляться редактирование комментариев, в том числе и предварительное.

Психология его персонажей часто преломляется в архитектурных особенностях тех зданий и городов, которые они населяют. Режиссёр видит пугающее родство между современным урбанизированным пейзажем и сознанием современных людей. • В Болонье окончил Высшую школу экономики и коммерции.

В доме господствовал этакий мелкобуржуазный тон, характерный для рабочего, сумевшего подняться до определенного уровня зажиточности». В юности Микеланджело посещал таверны, общался с аристократами, отлично играл в теннис и заводил романы с девушками из народа. Одна из самых законченных и искренних картин режиссера получила название «Крик» (1957).

Впервые у Антониони снялась Моника Витти. В течение десяти лет их совместное творчество и близкие отношения будут приковывать внимание зрителей. Антониони был признан поэтом «отчуждения» и «некоммуникабельности». Картина получила «Золотую пальмовую ветвь» на кинофестивале в Каннах и оказала большое влияние на последующее развитие кинематографа. Антониони отправляется в Америку, где зреет бунт студенческой молодежи.

Основные сцены фильма «Забриски пойнт» (1970) происходят не наяву, а как бы во сне. Антониони не хочет выходить за пределы своего собственного ощущения. Как замечает Альберто Моравиа, «для Антониони Америка — это засушливая земля, как пустыня Забриски пойнт, где так трудно любить и быть любимым.

Именно тогда у Микеланджело случился первый инсульт. Жанр следующей картины Антониони «Профессия: репортер» (1975) почти приключенческий. Это история человека, который отправляется в Африку снимать документальный фильм. И тут у него появляется возможность стать, в буквальном смысле слова, другим человеком, взяв документы умершего.

Кино, литература, живопись стали для Антониони неразрывным целым. В издательстве «Эйнауди» выходит его книга «Кегельбан над Тибром». Тридцать три рассказа — это те же фильмы, но не снятые, а написанные.

Антониони руководил процессом в своей обычной диктаторской манере. Режиссер объявил, что намерен снять фильм «Башни-двойняшки» по своему старому рассказу «Две телеграммы»… Легендарный кинорежиссер Микеланджело Антониони скончался в итальянском городке Феррара на 95-м году жизни, со сне, сидя в кресле рядом с супругой.

Шесть фильмов Антониони содержат в себе элементы детектива или триллера. Широкая известность пришла к Антониони в 1960-е годы, после фильмов «Приключение» (1960), «Ночь» (1960) и «Красная пустыня» (1964). Довольно долго Антониони не мог снимать фильмы, что было для него настоящей трагедией. Дело в том, что Антониони в начале фильма предупреждал, что показывает лишь то, что ему разрешили снимать официальные власти. После «Красной пустыни» Антониони снял в Англии фильм «Блоу-ап» («Фотоувеличение», 1966) по рассказу Х. Кортасара «Слюни дьявола».

Предлагаю также ознакомиться: