Этюд (в музыке) — это

Этюд «Утешение». Пример: Этюды Рахманинова.***3. В музыке играет роль упражнения, преследуя технические задачи. То же двойственное значение этюда и в области живописи: служебное и самостоятельно-художественное.

Большинство из этих произведений сосредоточены на технической стороне музыки и не предназначены для публичного исполнения. В начале 20 века был опубликован ряд важных коллекций этюдов. Леопольд Годовский привел свою транскрипцию этюдов Шопена (1894-1914), его изменения и дополнения подняли музыку Шопена на новый, небывалый уровень сложности.

Работы Оливье Мессиана «Четыре ритмических этюда» (1949-50) не носят дидактического характера, а представляют эксперименты с «сериальной техникой». Три книги этюдов Дьердь Лигети (1985, 1988-94, 1995), пожалуй, ближе всего к старой традиции в том, что они слишком сконцентрированы на каком-либо конкретном методе техники. В творчестве композиторов-романтиков нередко этюды объединяются в циклы, приближающиеся по духу к сюитам.

Игра на фортепиано в курсе элементарной теории музыки.
Фактурное изложение.

Форма в музыке — строение музыкального сочинения, имеющее в основе пропорциональность частей и симметрию. В музыкальной архитектонике установились следующие Ф.: предложение (см.), период (см.), двух и трехколенный склады (см. Колено). 1) В изобразительном искусстве: произведение, исполняемое художником с натуры с целью ее изучения. Всю зиму пишет он этюды, и у прохожих на виду я их переношу оттуда, таю, копирую, краду (Пастернак).

В форганге появляется молодой человек с метлой. Он подметает дорожку, ведущую на манеж. Но как только он вступает в «заколдованный круг» манежа, метла перестает ему подчиняться. Построение этого этюда логично и взаимосвязано.

Затем мы слышим отдаленные раскаты приближающейся грозы. Литавра, превратившись в зонтик, укрывает человека от непогоды. Гром усиливается и постепенно переходит в раскаты канонады. Литавра, став в данном эпизоде каской, несет двойное истолкование, так как по своей форме она напоминает вьетнамскую шляпу с широкими полями.

гооуспо
ДИМИТРОВГРАДСКОЕ МУЗЫКАЛЬНОЕ УЧИЛИЩЕ

Выходит девушка, неся в руках два хула-хупа. Девушка вращает «Землю», вступает мелодия «Как прекрасен этот мир». Девушка вглядывается в глобус и вдруг замечает… Перья его хвоста медленно расходятся в разные стороны. А когда обручи опять сложены, девушка, перепрыгнув через них назад, превращается в попугая, сидящего на кольце. Девушка опускает обручи вниз и уходит. Девушка открывает «дверь», идя по комнате, поправляет «картину» в круглой рамке, встает перед овальным «зеркалом», поправляет рукой прическу.

Тему для следующего этюда подсказала новелла Л.Енгибарова «Зонтик». Звучит фонограмма идущего дождя. Укрывшись зонтами и перепрыгивая через лужи, спешат люди. Но вот из толпы выходит молодой человек, весь промокший, с закрытым зонтом. И такой зонтик — это прекрасное жилье. Очень уютное для двоих. И в нем хорошо путешествовать, слушать дождь и еще…». В этюдах же сконцентрирована сущность новой виртуозной техники — ее блеск, динамичность, но­вая пианистическая выразительность.

Наконец, три года спустя появились еще три этюда, созданные по «заказу» Мошелеса (одного из ведущих пианистов и педагогов того време­ни) для подготавливаемого методического пособия. Даже импрессионистический пианизм Дебюсси еще опирается в известной мере на шопеновские основы. Произве­дения в этом жанре выдающихся педагогов и виртуозов шопенов­ской эпохи (Клементи, Крамера, Гуммеля и других) не возвыси­лись в целом над инструктивной литературой.

Прежде всего, это был Паганини, который, выступая в Варшаве в 1829 году, потряс моло­дого Шопена романтической новизной и художественной самостоя­тельностью своих скрипичных этюдов. Их влияние ощутимо и в смелом подходе Шопена к этому «ограниченному» педагогическому жанру, и в его романтическом выразительном облике, и в колос­сальных виртуозных трудностях. Даже при самом поверхностном взгляде на первые шопенов­ские этюды нетрудно убедиться в том, как значительно их новая виртуозная техника опередила пианистический уровень своего вре­мени.

В Ges-dur’ном этюде «на черных клавишах» блестящая салон­ная пьеса перевоплощается в образ всепокоряющей радости жизни. В es-moll’ном, с его почти «вагнеровскими хроматизмами», звучит мрачная жалоба. В Аs-dur’ном — свет и покой, выраженные в пре­дельно изящной форме, а в f-moll’ном — скорбная элегия.

Наше время пересмотрело и прокорректировало эту оценку. Наконец, в силу некоторых своих стилистических особенностей (о которых подробнее будет речь дальше), ноктюрны Шопена отличались особенно непосредственной доступностью.

На протяжении веков он не выходил за пределы церковно­го искусства. Светские композиторы заинтересовались им только в XVIII столетии, и уже в творческом наследии Гайдна имеется множество ноктюрнов, в том числе и для шарманки.

Романтическая эстетика, тяготеющая к таинственному, неопределенному миру теней и полусвета, к миру ночных грез и мечтаний, естественно, должна была возродить этот, до того второстепенный, вид музыки. Более непосредственно, чем в других произведениях, в ноктюр­нах очевидны и жанровые связи. Черты хорала, марша, серенады, дуэта, песни и других жанров ощутимы во многих их эпизодах.

Почти все ноктюрны пронизаны настроением нежной мечтательности, все они без исключения написаны в медленных темпах. В основе развития ноктюрнов лежит драматургическая контрастность, оттеняющая и подчеркивающая разные психологические пласты, заключенные в этих якобы эмоционально одноплановых лирических пьесах.

К середине 20 века старые традиции этюда были почти полностью заброшены

Последний знаменовал вершину в развитии шопеновских полонезов, порывая с тра­дициями жанра и сближаясь с балладами и фантазией. В подоб­ном же плане «Баркарола» олицетворяет высшее достижение ком­позитора в сфере интимной лирики и вместе с тем выходит далеко за рамки других лирических пьес самого композитора. Экспромты Шопена (всего 4), все созданные в парижский период, как бы образуют гибридный жанр от его этюдов и ноктюр­нов.

Будучи менее виртуозны, чем этюды, экспромты отлича­ются от ноктюрнов именно своей «техничностью». Шопеновские вальсы (около 15) знаменуют более высокую ступень в развитии этого танцевального жанра романтической эпохи, чем вальсы Шуберта и Вебера. Вебер в «Пригла­шении к танцу» наметил тип программной сюиты, где опирался не только на беспретенциозный вальс городских демократических пирушек, но и на салонную атмосферу.

Этюд в музыке, инструментальная пьеса, основанная на использовании какого-либо технического приема игры и предназначенная для развития исполнительской техники. 1. В изобразительном искусстве произведение вспомогательного характера и обычно небольшого размера, выполненное целиком с натуры.

Предлагаю также ознакомиться: