Этюд «Утешение». Пример: Этюды Рахманинова.***3. В музыке играет роль упражнения, преследуя технические задачи. То же двойственное значение этюда и в области живописи: служебное и самостоятельно-художественное.
Большинство из этих произведений сосредоточены на технической стороне музыки и не предназначены для публичного исполнения. В начале 20 века был опубликован ряд важных коллекций этюдов. Леопольд Годовский привел свою транскрипцию этюдов Шопена (1894-1914), его изменения и дополнения подняли музыку Шопена на новый, небывалый уровень сложности.
Работы Оливье Мессиана «Четыре ритмических этюда» (1949-50) не носят дидактического характера, а представляют эксперименты с «сериальной техникой». Три книги этюдов Дьердь Лигети (1985, 1988-94, 1995), пожалуй, ближе всего к старой традиции в том, что они слишком сконцентрированы на каком-либо конкретном методе техники. В творчестве композиторов-романтиков нередко этюды объединяются в циклы, приближающиеся по духу к сюитам.
Игра на фортепиано в курсе элементарной теории музыки.
Фактурное изложение.
Форма в музыке — строение музыкального сочинения, имеющее в основе пропорциональность частей и симметрию. В музыкальной архитектонике установились следующие Ф.: предложение (см.), период (см.), двух и трехколенный склады (см. Колено). 1) В изобразительном искусстве: произведение, исполняемое художником с натуры с целью ее изучения. Всю зиму пишет он этюды, и у прохожих на виду я их переношу оттуда, таю, копирую, краду (Пастернак).
В форганге появляется молодой человек с метлой. Он подметает дорожку, ведущую на манеж. Но как только он вступает в «заколдованный круг» манежа, метла перестает ему подчиняться. Построение этого этюда логично и взаимосвязано.
Затем мы слышим отдаленные раскаты приближающейся грозы. Литавра, превратившись в зонтик, укрывает человека от непогоды. Гром усиливается и постепенно переходит в раскаты канонады. Литавра, став в данном эпизоде каской, несет двойное истолкование, так как по своей форме она напоминает вьетнамскую шляпу с широкими полями.
гооуспо
ДИМИТРОВГРАДСКОЕ МУЗЫКАЛЬНОЕ УЧИЛИЩЕ
Выходит девушка, неся в руках два хула-хупа. Девушка вращает «Землю», вступает мелодия «Как прекрасен этот мир». Девушка вглядывается в глобус и вдруг замечает… Перья его хвоста медленно расходятся в разные стороны. А когда обручи опять сложены, девушка, перепрыгнув через них назад, превращается в попугая, сидящего на кольце. Девушка опускает обручи вниз и уходит. Девушка открывает «дверь», идя по комнате, поправляет «картину» в круглой рамке, встает перед овальным «зеркалом», поправляет рукой прическу.
Тему для следующего этюда подсказала новелла Л.Енгибарова «Зонтик». Звучит фонограмма идущего дождя. Укрывшись зонтами и перепрыгивая через лужи, спешат люди. Но вот из толпы выходит молодой человек, весь промокший, с закрытым зонтом. И такой зонтик — это прекрасное жилье. Очень уютное для двоих. И в нем хорошо путешествовать, слушать дождь и еще…». В этюдах же сконцентрирована сущность новой виртуозной техники — ее блеск, динамичность, новая пианистическая выразительность.
Наконец, три года спустя появились еще три этюда, созданные по «заказу» Мошелеса (одного из ведущих пианистов и педагогов того времени) для подготавливаемого методического пособия. Даже импрессионистический пианизм Дебюсси еще опирается в известной мере на шопеновские основы. Произведения в этом жанре выдающихся педагогов и виртуозов шопеновской эпохи (Клементи, Крамера, Гуммеля и других) не возвысились в целом над инструктивной литературой.
Прежде всего, это был Паганини, который, выступая в Варшаве в 1829 году, потряс молодого Шопена романтической новизной и художественной самостоятельностью своих скрипичных этюдов. Их влияние ощутимо и в смелом подходе Шопена к этому «ограниченному» педагогическому жанру, и в его романтическом выразительном облике, и в колоссальных виртуозных трудностях. Даже при самом поверхностном взгляде на первые шопеновские этюды нетрудно убедиться в том, как значительно их новая виртуозная техника опередила пианистический уровень своего времени.
В Ges-dur’ном этюде «на черных клавишах» блестящая салонная пьеса перевоплощается в образ всепокоряющей радости жизни. В es-moll’ном, с его почти «вагнеровскими хроматизмами», звучит мрачная жалоба. В Аs-dur’ном — свет и покой, выраженные в предельно изящной форме, а в f-moll’ном — скорбная элегия.
Наше время пересмотрело и прокорректировало эту оценку. Наконец, в силу некоторых своих стилистических особенностей (о которых подробнее будет речь дальше), ноктюрны Шопена отличались особенно непосредственной доступностью.
На протяжении веков он не выходил за пределы церковного искусства. Светские композиторы заинтересовались им только в XVIII столетии, и уже в творческом наследии Гайдна имеется множество ноктюрнов, в том числе и для шарманки.
Романтическая эстетика, тяготеющая к таинственному, неопределенному миру теней и полусвета, к миру ночных грез и мечтаний, естественно, должна была возродить этот, до того второстепенный, вид музыки. Более непосредственно, чем в других произведениях, в ноктюрнах очевидны и жанровые связи. Черты хорала, марша, серенады, дуэта, песни и других жанров ощутимы во многих их эпизодах.
Почти все ноктюрны пронизаны настроением нежной мечтательности, все они без исключения написаны в медленных темпах. В основе развития ноктюрнов лежит драматургическая контрастность, оттеняющая и подчеркивающая разные психологические пласты, заключенные в этих якобы эмоционально одноплановых лирических пьесах.
К середине 20 века старые традиции этюда были почти полностью заброшены
Последний знаменовал вершину в развитии шопеновских полонезов, порывая с традициями жанра и сближаясь с балладами и фантазией. В подобном же плане «Баркарола» олицетворяет высшее достижение композитора в сфере интимной лирики и вместе с тем выходит далеко за рамки других лирических пьес самого композитора. Экспромты Шопена (всего 4), все созданные в парижский период, как бы образуют гибридный жанр от его этюдов и ноктюрнов.
Будучи менее виртуозны, чем этюды, экспромты отличаются от ноктюрнов именно своей «техничностью». Шопеновские вальсы (около 15) знаменуют более высокую ступень в развитии этого танцевального жанра романтической эпохи, чем вальсы Шуберта и Вебера. Вебер в «Приглашении к танцу» наметил тип программной сюиты, где опирался не только на беспретенциозный вальс городских демократических пирушек, но и на салонную атмосферу.
Этюд в музыке, инструментальная пьеса, основанная на использовании какого-либо технического приема игры и предназначенная для развития исполнительской техники. 1. В изобразительном искусстве произведение вспомогательного характера и обычно небольшого размера, выполненное целиком с натуры.