В пьесе, названной Сухово-Кобылиным комедией-шуткой, нет положительных персонажей. Горе от ума. А. Сухово-Кобылин. Де́ло» («Отжитое время») — вторая часть драматической трилогии А. В. Сухово-Кобылина. В самом деле, по малочисленности и значимости опубликованного Сухово-Кобылин сопоставим с Грибоедовым.
Сухово-Кобылин родился в богатой дворянской семье в селе Воскресенское (Поповка) Подольского уезда, Московской губернии (ныне — поселок Птичное, Троицкий административный округ города Москвы).
Первая часть трилогии — комедия «Свадьба Кречинского» писалась в то время, когда А. В. Сухово-Кобылин был обвинен в убийстве и находился под арестом. Как бы сами собою создались у Сухово-Кобылина такие яркие фигуры, которые сделали ничтожный анекдот основанием одной из самых сценичных пьес русского репертуара. В это время, в Москве, а затем и в Петербурге с огромным успехом была исполнена комедия Островского «Не в свои сани не садись».
Более того, в пьесе Сухово-Кобылина цинизм дворянина вступает в своеобразное соревнование с хищничеством «именитых», уважаемых в обществе купцов. Как отмечал Д. П. Святополк-Мирский было только два драматурга, приближавшихся к Островскому, если не по количеству, то по качеству своих произведений, и это были Сухово-Кобылин и Писемский. Свадьба Кречинского» была продолжена пьесами «Дело» (1861) и «Смерть Тарелкина» (1869), в которых были усилены мрачный драматический гротеск и сатирическое звучание.
А.В. Сухово-Кобылин. Пьеса «Дело»
И в следующей пьесе «Смерть Тарелкина» уже изображается это «светопреставление»; здесь впервые изображается противоречие внутри бюрократического лагеря. Правда, «случай Грибоедова» спроектировал как бы всю «правильную» линию русской литературы; «случай Сухово-Кобылина» дал сжатую формулу её «искажений».
Сухово-Кобылин Александр — Свадьба Кречинского. Пьесы
Писал с натуры А. Сухово-Кобылин». Первая пьеса трилогии заканчивается тем, что Кречинский отдаёт в заклад поддельную заколку вместо брильянтовой. Необычным литературным приёмом Сухов-Кобылин делит действующих лиц своей пьесы по «стратам» от Начальства до Ничтожеств согласно их влиятельности в обществе.
Но после первой пьесы он не печатался в журналах. Об этом и написана следующая пьеса, драма «Дело», завязкой которой становится благородный поступок Лидии в финале комедии «Свадьба Кречинского». Пьесы. А. Островский. Александр Васильевич с юных лет пристрастился к литературе и философии, однако обратиться к литературной деятельности его заставили трагические обстоятельства.
Однако начинаешь думать: окажись читающая публика чуть менее разборчива, и, глядишь, точно так же задвинули бы в третий ряд Александра Сергеевича. Вот и в «Смерти Тарелкина», вслед за «Свадьбой» и «Делом», увидели лишь еще одну сатиру.
Лучшие дни своей молодости он провёл в этой деревне. Он изучает математику, физику, химию, астрономию, минералогию, ботанику, зоологию, сельское хозяйство и философию, которую потом изучал в Гейдельберге и Берлине. В 1900 году переехал во Францию и поселился вместе со своей дочерью от Нарышкиной Луизой в Больё-сюр-Мер, недалеко от Ниццы, где и скончался 24 марта 1903 года. Был похоронен на местном кладбище.
Единство авторской мысли и последовательность выражения им своих чувств объединяют три его пьесы, разнородные по их жанровым особенностям, в драматический цикл — трилогию. В ней сказалось своеобразие его литературных симпатий и интересов, увлечение Н. В. Гоголем.
Не личные качества чиновника имеют определяющее значение, а его место в бюрократической машине. Постановка на сцене пьесы «Дело» долго встречала цензурные препятствия.
Полностью трилогия была поставлена лишь в 1917Всеволодом Мейерхольдом в Александринском театре. Дело и Смерть Тарелкина совершенно иные по тону. Это сатиры, рассчитанные, по словам самого автора, не на то, чтобы зритель рассмеялся, а на то, чтобы он содрогнулся.
Эффект «искажений» достигается, в частности, в результате смешения, совмещения двух текстовых плоскостей — драматического и «гегелевского». Только герои новой пьесы — речевые структуры, одновременно подчиненные переводчику и выходящие из подчинения.
Круги адаАлександра Васильевича Сухово-Кобылина,или
Кто сказал, что у нас нет русского Данта
Закончена в 1861 году. До 1881 года была запрещена к постановке (трижды запрещалась). Действие второй пьесы начинается шесть лет спустя. Дело строится на ложном свидетельстве одного из слуг. По городу ходят самые возмутительные слухи о связи Кречинского и Лидочки, вплоть до тайной беременности.
В беспощадной пьесе, основанной на личных впечатлениях, Сухово-Кобылин раскрывает механизм взяточничества как универсального инструмента чиновничества. В 1834 году в шестнадцатилетнем возрасте Александр Васильевич Сухово-Кобылин поступил на физико-математическое отделение философского факультета Московского университета.