Аллитерация. Примеры из художественной литературы

АЛЛИТЕРАЦИЯ — повторение одинаковых согласных. Аллитерация — повторение одинаковых или однородных согласных в стихотворении, придающее ему особую звуковую выразительность (в стихосложении). Дозировать аллитерацию надо до чрезвычайности осторожно и по возможности не выпирающими наружу повторами. Я прибегаю к аллитерации для обрамления, для еще большей подчеркнутости важного для меня слова».

Об аллитерации не принято говорить в тех случаях, когда звуковой повтор является следствием повтора морфем. Слововым видом аллитерации является тавтограмма. Аллитерация — это стилистический приём повтора согласных звуков в художественной речи, усиливающий её образность и выразительность. Аллитерация рождает особые фонетические эффекты в художественном тексте, что усиливает его образность и создаёт яркое впечатление у читателя от нарисованной поэтической картины.

Аллитерация подчеркивает звучание отдельных слов в творчестве классика русской литературы А.С. Пушкина. Прием аллитерации часто использовал в своем творчестве В.В. Маяковский, что придавало поэтическому тексту особенное выразительное значение.

АЛЛИТЕРА́ЦИЯ (от лат. ad — к, при, со и littera — буква; собуквие) — древнейший стилистический прием усиления выразительности художественной речи, в особенности стиха, повторами согласных звуков. В поэзии народов Средней Азии и бурятов наиболее популярной является «вертикальная» аллитерация стиха и чаще всего на начальных слогах стиха (анафорическая аллитерация).

2) тем, что материалом повтора, т. е. повторяющимися или корреспондирующими звуками, оказываются в большинстве случаев и гл. обр., согласные. Иногда к ней относят и повтор начального согласного в разных словах одного и того же речевого отрезка. К видам аллитерации также относят повтор различных опорных согласных одной группы (напр., губных или сонорных): «Милых лад ни мыслию смыслити…» («Слово о полку Игореве»).

АЛЛИТЕРАЦИЯ — (лат. alliteratio, от ad при, и littera буква). Стилистический прием, состоящий в повторении одних и тех же букв или слогов в начале стиха или периода. Эта книга будет изготовлена в соответствии с Вашим заказом по технологии Print-on-Demand.

В тех случаях, когда безударные гласные не подвергаются изменениям, они могут усиливать ассонанс. Вернемся к итогам конкурса лета 2011г — «Мастер класс» и разберем стихи, написанные с использованием приема аллитерации. По приему аллитерации и не только о нем – на сегодня всё. Впереди вас ждет еще одна (максимум – две) статьи, посвященных оригинальным формам написания стихотворений.

Аллитерация. Примеры из художественной литературы

Основной принцип усиления фонетической выразительности речи состоит в подборе слов определенной звуковой окраски, в своеобразной перекличке звуков. Обычно стих бывает инструментован (как в нашем примере) повторением сразу нескольких звуков. Вместо термина «звуковая инструментовка» иногда употребляют другие: говорят «инструментовка согласных» и «гармония гласных».

Смотреть что такое «Аллитерация» в других словарях:

В зависимости от качества повторяющихся звуков различают аллитерацию и ассонанс. Аллитерация — древнейший стилистический прием усиления выразительности стиха повторами согласных звуков. Этот прием встречается в народной поэзии и в литературе всех народов мира. Им богаты стихи Гомера, Гесиода, Горация, Вергилия и многих позднейших поэтов Европы — Данте, Петрарки, Ронсара, Шекспира.

В иных случаях образная символика звукописи более отвлеченна. В то же время значения звуков речи воспринимаются носителями языка интуитивно и поэтому носят довольно общий, расплывчатый характер. Установление такого «звукосмыслового подобия» может опираться на довольно сложные ассоциации. В стихотворении Маршака «Словарь» изобразительна такая строка: В его столбцах мерцают искры чувства. Независимо от образного осмысления звукописи, ее использование в поэтической речи всегда усиливает эмоциональность и яркость стиха, создавая красоту его звучания.

Однако шесть гласных в этом отношении значительно уступают тридцати семи согласным. Сравним «запись» одних и тех же слов, сделанную при помощи только гласных и только согласных. Вряд ли можно угадать за сочетаниями еаи, аюо, уи, еао какие-либо слова, но стоит передать те же слова согласными, и мы без труда «прочитаем» фамилии русских поэтов: «Држвн, Бтшкв, Пшкн, Нкрсв».

Другим, также распространенным, видом звукового повтора является ассонанс. В основе ассонанса обычно оказываются только ударные звуки, так как в безударном положении гласные часто изменяются. Так, в строках из «Полтавы» Пушкина ассонансы на а и на о создают лишь выделенные гласные: Тиха украинская ночь. Прозрачно небо. Звёзды блещут.

И хотя во многих безударных слогах повторяются варианты этих фонем, переданные буквами о, а, их звучание не влияет на ассонанс. В одном и том же тексте различные звуковые повторы часто используются параллельно.

Научная статьяпо специальности «Языкознание» из научного журнала «Армия и общество», Фомушкина Ольга Викторовна

Одним из видов аллитерации считается звукоподражание. И хотя такое звукоподражание считается элементарным видом аллитерации, но нельзя не признать, что в приведенном отрывке прекрасно передано рычанье фашистских самолетов над осажденным Ленинградом. Таким образом, развитие темы находит последовательное отражение в аллитерациях и ассонансах.

Основные функции звукописи

1. Грамматическая эпифора — приём повтора одних и тех же звуков на концах смежных слов в строках. Оно такое,Что лучше и легче быть ОДНОМУ. В статье предпринята попытка рассмотреть аллитерацию как один из стилистических приемов, характерных для английской поэзии, особенно древнеи среднеанглийского периодов.

Понятие фигуры включает в себя синтаксические и стилистические конструкции, основанные на повторении отдельных звуков, слов, союзов, несущих основную смысловую нагрузку в художественном тексте. Такой способ выделения слов называется повтором. Поэт намеренно подбирает слова с одинаковыми согласными, этим выделяя их и создавая особый эффект.

Последнее обстоятельство дало повод к упрощенному пониманию термина А. как всякого повтора согласных (в отличие от ассонанса (см.) — повтора или созвучия гласных). В 11 т.; М.: издательство Коммунистической академии, Советская энциклопедия, Художественная литература. Конечно, не всякое повторение согласных придает речи эти качества.

Так, напр., в стихах Брюсова «Встаньте, вызову волхва послушны… Подбор тех или иных согласных может иногда прямо соответствовать изображаемому явлению. Женская рифма в концовке – это всегда незавершенность рассказа, приглашение читателя к сопереживанию, это действие, которое все еще длится и ничего не решило.

Аннотация научной статьипо языкознанию, автор научной работы — Фомушкина Ольга Викторовна

В каждой графе указано по две цифры: количество просмотров и количество посетителей. Мы живем в мире звуков. В этом – одна из причин того, почему содержание стихов не допускает «пересказа в прозе». Главным способом усиления фонетической выразительности художественной речи являетсязвуковая инструментовка — стилистический прием, состоящий в подборе слов близкого звучания. И чем больше их вовлекается в такую «перекличку», чем яснее слышится их повторение, тем большее эстетическое наслаждение приносит звучание текста.

Аллитерация — самый распространенный тип звукового повтора. Аллитерация — происходит тогда, когда в известном ряду слов несколькоиз них начинаются одинаковыми согласными звуками. Пример ясной аллитерации в моем есенинском стихе — строка: „Где, он, бронзы звон или гранита грань…“. Такая «весомость» согласных способствует установлению разнообразных предметно-смысловых ассоциаций, поэтому выразительно-изобразительные возможности аллитераций очень значительны.

Предлагаю также ознакомиться: