Антитеза. Примеры в художественной литературе

Противопоставление образов очень часто встречается в музыке. В литературоведении такое противопоставление называют антитезой, но этот термин можно использовать и применительно к живописи. Антитеза широко используется в прозе и драматургии.

Резко оттеняя контрастные черты сопоставляемых членов, антитеза именно благодаря своей резкости отличается слишком настойчивой убедительностью и яркостью (за что эту фигуру так любили романтики). В своем творчестве для усиления образности и выразительности речи писатели применяют специальные средства, которые называются стилистическими фигурами. Богатый и в будни пирует, а бедный и в праздник горюет. Принц и нищий» М.Твена. На использовании антитезы может строиться целое произведение.

Фигура, состоящая в сопоставлении логически противоположных понятий или образов, подчиненных одной общей идее или единой точке зрения. Это соподчинение может и не быть логически точным. Как средство усиления выразительности, антитеза применяется в следующих основных случаях.

В третьих, антитетический образ (или понятие) может привлекаться для оттенения другого образа, который стоит в центре внимания. Этот вид антитезы родствен фигуре сравнения. Все художники (писатели, поэты, композиторы, живописцы) широко пользуются в своём творчестве противопоставлением художественных образов.

Антитеза. Примеры в художественной литературе

В этом противопоставлении незаурядной личности пошлому обществу выразилось отрицание действительности, свойственное деятелям искусства эпохи романтизма. В живописи примером такого противопоставления личности и общества является картина Брюллова «Портрет Ю. П. Самойловой, удаляющейся с бала с воспитанницей Амацилией Пачини».

Интересно, что драму с таким же названием создавал в это же время (картина Брюллова написана около 1839 г.) и М. Ю. Лермонтов. Такое совпадение оценки высшего света художником и поэтом не случайно: оно отражает недовольство лучших людей России образом жизни и нравственным состоянием общества того времени.

Прошлое и настоящее, старое и новое противопоставлены в романе И. С. Тургенева «Отцы и дети», в повести Л. Н. Толстого «Два гусара». Обратимся к картине английского художника XIX в. Тёрнера «Последний путь фрегата «Смелый»». Всем строем картины, каждой её деталью художник выражает своё отрицательное отношение к меркантильному буржуазному миру с его техническим прогрессом, враждебным всему романтическому и героическому.

Подобные герои и речи нашли широкое отражение в нашей литературе от Белинского и Герцена вплоть до Чехова и Горького. Старик слушает зажигательную речь спокойно и готовится возразить, судя по жесту его руки. В стороне от спорящих, в глубине комнаты, старушка раскладывает пасьянс. В России XIX века отношение деятелей искусства к революционерам было двойственным. В революционерах нравилось стремление служить народу, искренняя вера в свои идеи, самоотверженность.

Смотреть что такое «АНТИТЕЗА» в других словарях:

И мы знаем теперь, что Россия доверилась революционерам, и даже в XXI веке продолжаем пожинать горькие плоды этой ошибки. Трагическое столкновение неумолимо наступающей новой эпохи с отжившей свой век старой эпохой изображено на картине Н. Н. Ге «Пётр I допрашивает царевича Алексея Петровича в Петергофе».

Пётр I в кресле возле стола, на краю которого бумаги, уличающие царевича в измене. Голова Петра I повёрнута к сыну-изменнику, а сам он сидит почти спиной к сыну, почти отвернувшись от него в неудержимом гневе и презрении. И, напротив, здоровье, энергия, переданная в сжатой, пружинистой позе Петра I, его взгляде, соответствуют духу перемен, духу нового времени. Картина создавалась в эпоху реформ 1860-х годов, проводимых Александром II, и выражает сочувственное отношение художника к этим реформам.

РУССКИЙ ЯЗЫК И ЛИТЕРАТУРА

Так в романе «Отцы и дети» противопоставлены убеждения и образ жизни Базарова и Павла Петровича Кирсанова. В романе Л. Н. Толстого «Война и мир», который, начиная с названия, весь пронизан противопоставлениями, противопоставлены, например, Наполеон и Кутузов. Он хотел уличить Христа в неповиновении власти, извратив смысл слова дань в Его проповеди. В Евангелии от Матфея рассказано об этом так. «Тогда фарисеи пошли и совещались, как бы уловить Его в словах.

И говорит им: чьё это изображение и надпись? Противопоставлены фигуры: Христос выделен ярким красным и синим цветом, изображён в фас, занимает почти всю плоскость картины, от его облика исходит спокойствие и мощная благородная духовная энергия.

Противопоставлено нравственное состояние героев, которое проявляется в выражении их лиц (особенно в выражении глаз). В недобром взгляде фарисея и злое торжество, и угроза, и беспощадность.

Теперь обратимся к картине Н. Н. Ге » «Что есть истина?» Христос и Пилат». Композиция этой картины вся пронизана противопоставлениями. Изображён тот момент, когда, возражая на слова Христа, что Он послан в мир свидетельствовать об истине, Понтий Пилат спросил Его: «Что есть истина?» (Ин. 18:37–38). Н. Н. Ге так продумал композицию картины, чтобы выявить общечеловеческий и социальный смысл этого евангельского эпизода, как понимал его сам художник.

Недаром же говорится: «Нет пророка в своём отечестве». В искусстве встречается также противопоставление неопытной («розовой») молодости и скептической, опытной зрелости. Ярким примером подобной антитезы в живописи является картина Э. Мане «Завтрак в мастерской», на которой изображён юноша, погружённый в мечты о будущих свершениях.

Тропы, входя в антитезу, могут еще более скрывать ее логическую ясность и точность. Такое двойственное отношение автора к происходящему отразилось и в данной картине. В поэзии антитеза встречается часто, особенно у поэтов одического стиля и романтиков.

Предлагаю также ознакомиться: