Биография Олега Ефремова

Лужского. Ещё одним другом детства был С. Шиловский, сын Е. Булгаковой, — в доме М. Булгакова в Нащокинском переулке О. Ефремов часто бывал в предвоенные годы. За двадцать шесть лет, проведенные в качестве режиссера и актера МХАТа, Олег Ефремов сумел вернуть его на прежнюю высоту. А в 1955 году Олег Ефремов сам поставил музыкальную комедию Михаила Львовского и Вадима Коростылева «Димка-неведимка».

Он пришел в мир кино и театра для того, чтобы быть лучшим, быть первым. Именно этим внутренним стремлением к совершенству и была пропитана вся его судьба. В театральные круги его ввели его тогдашние друзья – внук актера Василия Лужского и сын писателя Михаила Булгакова. Вместе впоследствии отправились поступать во МХАТ. Однако из всей дворовой братии поступить в конечном итоге удалось только одному Ефремову.

В 1949-м году молодой актер поступил на работу в Центральный детский театр, в котором впоследствии работал в течение восьми лет. За эти годы он сумел полюбиться юным зрителям и режиссерам.

Биография Олега Ефремова

Центральные роли Олег Ефремов играл и на театральной сцене. В спектаклях и постановках ему всегда доставались главные роли. И он всегда справлялся с ними просто виртуозно. Новый проект Ефремова был построен на принципах классического театрального искусства, которые когда-то были заложены самим Станиславским. Сам же Олег Николаевич работал в театре в качестве актера и режиссера-постановщика. В театральных кругах он и вовсе вскоре стал поистине легендарной личностью.

Во время работы в театре актером было поставлено много ярких и примечательных спектаклей, каждый из которых стал настоящим шедевром театрального искусства. Великий актер и режиссер умер в 2000-м году. Причиной его смерти стала затяжная болезнь легких. Весьма примечательно, что, даже зная о своей болезни и приближающейся кончине, Олег Николаевич продолжал работать.

Сын Михаил Ефремов пошел по стопам отца и стал актером. Его двоюродная сестра — Ольга Ефремова, дочь Анастасии Олеговны Ефремовой, тоже пошла по стопам своего знаменитого деда и выбрала карьеру актрисы. Отец служил бухгалтером в системе ГУЛАГа, и часть своего отрочества О. Ефремов провёл в воркутинских лагерях, где близко познакомился с уголовным миром. Был в детстве О. Ефремова и драмкружок при Доме пионеров, — руководила кружком А. Г. Кудашова, в 20-х годах учившаяся в студии М. Чехова.

По окончании Школы-студии МХАТ, в 1949 году, О. Ефремова во МХАТ не взяли, и это казалось ему катастрофой. Уже тогда критики отметили, что О. Ефремов играет так, словно на сцене «не актёр, а много раз виденный нами в жизни школьник — в военной гимнастёрке с отцовского плеча».

Вечно живые», 60-е годы. О. Ефремов (справа) в роли Бороздина-старшего. Новый театральный коллектив быстро завоевал популярность, и не только в Москве: в 1960 году с большим успехом прошли его гастроли в Ленинграде. Наше единомыслие, — вспоминал М. Козаков, — вырабатывалось в бесконечных спорах, обсуждениях, и очень часто два-три окна в кабинете Ефремова продолжали светиться всю ночь».

Изначально «Современник», и в первую очередь его лидер, исповедовали «антитеатральность», и здесь следуя за К. Станиславским, говорившим: «В театре я больше всего ненавижу театр». Успех «Голого короля» сказался на дальнейшей эволюции и театра в целом, и творчества О. Ефремова: представления о «правде жизни» на театральной сцене с годами усложнялись. Это отмечали и критики: так, у В. Кардина в первые годы существования театра нередко складывалось впечатление, «будто по сцене ходят несколько „ефремовых“».

О Лямине в «Назначении» Н. Крымова писала в 1964 году: «Трудно назвать жанр, в котором здесь играл Ефремов. Мечта сбылась: он пришёл во МХАТ, въехал, как напишет позже В. Высоцкий, «на белом княжеском коне», но то, что О. Ефремов застал во МХАТе, меньше всего походило на осуществление мечты. О. Ефремов не хлопнул дверью, — он стал создавать внутри театра свою труппу, опираясь на близких по духу артистов старого МХАТа (в их числе были и А. Степанова и М. Прудкин), приглашая новых.

В интервью журналу «Советский экран» в 1990 году на вопрос читателя, считает ли он, что раскол пошёл на пользу его части МХАТа, О. Ефремов отвечал осторожно: «Так бы я не сказал. Сам О. Ефремов в том же интервью 1990 года признался, что в театр в последнее время ходить не любит: стало неинтересно. Руководство театром с годами всё больше превращалось для него в «долг» и «крест», и всё меньше оставалось в нём места для радости.

Дочь Анастасии Ефремовой — актриса Ольга Андреевна Ефремова. Спектакли Ефремова точны по мысли, он не боится ярких сатирических красок, но в своей основе глубоко лиричен. О. Ефремов был, как отмечали позже театроведы, и прирождённым лидером, обладал редким умением сплачивать людей вокруг общей цели, — это свойство его личности называли «театрообразующим» началом. Где бы он ни был, — писала М. Строева, — Ефремов всегда, как магнит притягивал к себе людей, ему готовы были верить, для него и с ним рады были работать.

Ефремов, будучи режиссером «Современника», всегда оставался и его актером. Олег Ефремов – это актер, посвятивший всю свою жизнь служению искусству. Но династия актеров на нем не закончилась, его сын и внук Олега Ефремова — Никита стал актером театра «Современник».

Предлагаю также ознакомиться: