Дуализм в философии

ДУАЛИЗМ (DUALISME). 1 дуализм души и тела в человеке. Дуализм (от лат. dualis — двойственный) — философское учение, исходящее из признания равноправными, не сводимыми друг к другу двух начал — духа и материи, идеального и материального.

В этом разделе в рамках философии сознания идет речь о каузальной (причинной) связи между свойствами и состояниями предмета изучения, а не о его субстанциях или предикатах.

Дуализм порождает проблемы отношений материального и духовного, физического и психического. Физические процессы в мозге влияют на ментальные явления, и наоборот психические события являются причиной физических процессов. В философии науки дуализм часто ссылается на дихотомию между «субъектом» (наблюдателем) и «объектом» (наблюдаемым).

Дуализм в философии

Это понятие также относится к политической философии Поппера. Как правило, основывается на общефилософском дуализме. Основоположниками являются Аристотель и Декарт. Материальное и идеальное различаются в своих фундаментальных свойствах. Материальные предметы занимают определенное положение в пространстве, имеют форму, характеризуются массой, духовные феномены субъективны и интенциональны.

Эпифеноменализм отрицает каузальную роль психических сущностей в отношении физических процессов. Дитеизм/битеизм в религии не обязательно предполагает, что она не может быть одновременно монистической. ДУАЛИЗМ — учение, исходящее в объяснении сущего из наличия двух противоположных начал — материального и духовного. По Декарту, существуют две субстанции — материя и дух. Основным свойством, или атрибутом, материи является протяжение, а духа — мышление.

Смотреть что такое «Дуализм (философия сознания)» в других словарях:

Термин был введен немецким философом-рационалистом XVIII в. X. Вольфом. Типы и формы проявления Д. разнообразны. В нравственном сознании, в некоторых религиях, в частности в христианстве, Д. принимает форму борьбы мотивов в душе человека. В философии «классический» Д. исходит из признания двух не сводимых друг к другу начал бытия, субстанций.

Учение, видящее основу существования в двух не сводимых друг к другу началах, главным образом — в двух различных субстанциях, которыми являются материя и дух. Дуализм противостоит монизму. В частности, принцип дуализма применим к человеку, точнее говоря, к концепции человека.

5.2.2 Единство и субстанциальный дуализм

Исходным мотивом дуализма часто является попытка примирения материализма и идеализма. Дуализм в наибольшей степени характерен для философии Декарта и Канта. Дуализм служит философской основой теории психофизического параллелизма. Дуализм — философское учение, которое признаёт равноправие идеального и материального, но не признаёт их относительность. Так, сознание у Дж. Локка и Д. Юма выступает как совокупность единичных восприятий, чувств, мыслей, не имеющих объединяющей субстанциальной основы.

Философия сознания — Френологическая «карта сознания». Дуализм — У этого термина существуют и другие значения, см. Дуализм (значения). ДУАЛИЗМ — (от лат. dualis двойственный) филос. теория, допускающая в любой данной области два независимых и несводимых друг к другу начала. В более широком смысле Д. — это сосуществование двух различных, не тождественных друг другу принципов, образов мыслей, мировоззрений, жизнеустремлений и т.п.

Термин «Д.» впервые употребил Т. Хайд (1700) применительно к религиозному противопоставлению добра и зла; в сходном смысле этот термин использовался П. Бейлем и Лейбницем. В филос. смысле термин начал использоваться X. Вольфом, обозначившим им признание двух субстанций: духовной и материальной. Д. противопоставляются монизм и плюрализм. Философский энциклопедический словарь.

В истории идеологии Д. возникает весьма рано – в древнейших филос.-религ. Ахурамазды (Ормузда) и Аримана, воплощающих противоположность добра, истины, мощи, света, с одной стороны, и зла, отрицания, страдания и мрака – с другой. В Древней Греции Д. впервые был выдвинут в религ.-моральном учении орфиков, смотревших на тело, как на темницу или гробницу духа, а на дух, как на божеств. В философии эпохи развития капитализма крупнейшим представителем Д. был Декарт, к-рый утверждал существование субстанций двух родов: телесных и духовных.

1. Проблема сознание-тело и история дуализма

Т.к. в человеке имеется налицо фактич. В философии Канта это воззрение выступает одновременно как: онтологич. Д. непознаваемых «вещей в себе» и единственно доступных познанию «явлений», э т и ч. Д. укорененного в сверхчувств.

Монизм), принимающее в качестве исходного пункта какое-либо одно начало – либо материю, либо дух и последовательно до конца проводящее эту т. зр. во всех частях и сторонах мировоззрения. Д. как разновидности идеализма см. в ст. Идеализм. В 5-х т. — М.: Советская энциклопедия. Под редакцией Ф. В. Константинова. Под редакцией В. С. Стёпина. ДУАЛИЗМ — (ново лат. dualismus, от лат. duo два). Всякая философская система, которая принимает два начала, напр.: идею и материю, добро и зло. Политический дуализм.

Один из крупнейших представителей Р. Декарт. Дуализм, Джесси Рассел. Эта книга будет изготовлена в соответствии с Вашим заказом по технологии Print-on-Demand. Термин был введен X.Вольфом (Psychol., rat. 39). Основателем дуализма как философского учения считается Р.Декарт. Свойства материальной субстанции – телесность и протяженность.

3. Виды дуализма: интеракция

Субъект определяется способностью мыслить, выдвигать и обосновывать идеи и гипотезы. Объект имеет ему присущие свойства и качества, которые «прозрачны» для познающего субъекта. Для дуализма характерно утверждение о противоположности исходных начал, об их взаимнойникогда не прекращающейся борьбе, направленной на уничтожениеодного начала другим. Признавнезависимость и несводимостьисходных принципов друг к другу,дуализм вынужден затем решатьсложную задачу обнаружения и уяснения механизмов их взаимодействия и взаимосвязи, взаимного перехода.

В конечном счете, дуалистический отрыв сознания от материи приводит к идеализму. Декарта или добро и зло в некоторых онтолого-этических концепциях). Такую же цель преследуют все формы монизма (см. также Плюрализм).

Для философии нового времени характерны формы гносеологич. Д., к-рый, в отличие от онтологического, исходит не из противопоставления субстанций, а из противоположения познающего субъекта познаваемому объекту.

Гносеология. Д. неизбежно связан с агностицизмом. Отвергая все формы Д., диалектич. Дуализм представляет собой двухчленную классификацию, не допускающую промежуточных ступеней. Согласно метафизическому дуализму, устройство вселенной лучше всего объясняется с помощью не сводимых друг к другу элементов.

Он ввел в философию идею о двух качественно различных и несводимых друг к другу субстанциях – протяженной (res extensa) и мыслящей (res cogitans). ДУАЛИЗМ (лат. duo — два) — философское учение, считающее, в противоположность монизму, материальную и духовную субстанции равноправными началами. В этой идее о двух качественно различных субстанциях в новоевропейской культуре прозвучала идея об онтологической раздвоенности мироздания, о коренной противоположности человека и природы.

Предлагаю также ознакомиться: