Гражданское общество и правовое государство

USAID содействует развитию гражданского общества и расширению гражданского участия в принятии решений и разработке стратегий на местном и национальном уровнях. Субъекты гражданского общества пока занимают незначительное место и роль в современной Беларуси.

Согласно классической схеме Дэвида Истона, гражданское общество выступает как фильтр требований и поддержки общества к политической системе. Гражданское общество — сфера реализации особенно частных целей и интересов отдельной личности.

Гражданское общество — это общество людей высокого социального, культурного, морального экономического статуса, создающих вместе с государством развитые правовые отношения. Гражданское общество имеет сложную структуру, которая включает в себя: хозяйственные, экономические, этнические, религиозные и правовые отношения. Гражданские связи представляют собой отношения конкуренции и солидарности между юридически равноправными партнёрами.

Важной характеристикой гражданского общества является достижение высокого уровня самоорганизации и саморегуляции общества. Общественные организации объединяются в соответствии со своими целями и задачами, а также в рамках реализуемых проектов. Гражданское общество позволяет эффективно продвигать интересы различных социальных групп, защищать их права, в том числе посредством выдвижения законодательных инициатив.

С. Г. Кара-Мурза: «Фундаментальный смысл понятия гражданского общества основан на двух концепциях: антропологической (человек как индивид, атом) и политэкономической (частная собственность). Следовательно, это понятие в его главном смысле неприложимо к незападным культурам, стоящим на иных антропологических и политэкономических представлениях».

Гражданское общество — это сфера, независимая от прямого вмешательства государственной власти и бизнеса, его субъекты действуют на основе своих собственных целей и интересов. Оно невелико по числу людей и организаций, готовых проявлять свою гражданскую позицию и активно влиять на темпы и направление развития общества.

За 20 лет новейшей истории суверенной Беларуси гражданское общество практически не имело благоприятных условий, которые способствовали бы его становлению и развитию. Развитие и институциональное укрепление гражданского общества в Беларуси — цель деятельности Международного консорциума «ЕвроБеларусь» на современном этапе развития нашей страны.

1. Консолидация субъектов гражданского общества для формирования общего голоса в отношениях с институциональными партнерами. В рамках этого направления «ЕвроБеларусь» рассматривает также становление и развитие Беларусской национальной платформы Форума гражданского общества Восточного партнерства. Беларуси в обсуждение, критику и развитие европейских норм и стандартов в соответствующих институциональных формах.

Развитое гражданское общество выступает исторической предпосылкой становления правового государства. Понятие гражданское общество» было введено Дж. Локка, А. Смитом для отражения исторического развития общества, перехода его от дикого природного состояния к цивилизованному.

Правовое государство призвано отрегулировать эти гражданские отношения. В том и другом случае речь идет о праве личности на самореализацию. Разнообразие интересов граждан, их реализация через различные институты, диапазон используемых при этом прав и свобод составляют основные черты гражданского общества. Институты гражданского общества можно разделить на три группы. Здесь интересы реализуются посредством участия в функционировании политических партий и движений.

За годы реформирования в России произошли существенные сдвиги в направлении формирования гражданского общества. Приватизация собственности, политический плюрализм, утверждение свободомыслия — все это позволило создать необходимую инфраструктуру гражданского общества.

В итоге исследователи констатируют наличие значительных трудностей на пути построения гражданского общества в России, имеющих как объективный, так и субъективный характер. Гражданское общество прямо осуществляет деятельность в сфере государственной жизни и в этом качестве выступает основополагающим субъектом управления. Именно качество такого воздействия обеспечивает, в первую очередь, эффективное (или неэффективное) развитие общества как самоуправляющейся социальной системы.

По отношению к политической системе гражданское общество выступает объектом управления. Социальное управление в классовом обществе носит прежде всего политический характер. В политической системе получают свое организационное оформление политические отношения и деятельность.

1.1. Проблемы становления гражданского общества в России

Сутью политической деятельности является проблема завоевания, удержания и использования общественной власти. Мы активно поддерживаем дальнейшее развитие демократии в России. Институтам гражданского общества принадлежит важная роль в формировании этого процесса. По этой причине поддержка организаций и движений российского гражданского общества является одной из центральных областей нашей работы.

В то же время мы содействуем и установлению тесных взаимосвязей между группами гражданского общества, их профессионализации, помимо прочего, путем поддержки международных молодежных встреч. Важную роль при этом играет диалог и обмен опытом с германскими организациями. Кроме того, мы поддерживаем инициативы в рамках Петербургского диалога, чтобы укрепить германо-российское сотрудничество в области гражданского общества в различных общественных сферах.

Более 15 лет Агентство поддерживает программы развития гражданского общества и местных сообществ. Одна из важных сторон деятельности гражданского общества заключается в защите разнообразных прав населения (как политических, так и экономических). К тому же лозунги развития гражданского общества вполне ожидаемо оказались использованы рядом партий и движений в ходе политических кампаний.

Предлагаю также ознакомиться: