У подростков школьная дезадаптация наблюдается в 15,6% случаев. С помощью этого подхода осуществляется коррекция школьной дезадаптации. Признаки школьной дезадаптации также можно разделить по типам. При этом причина и следствие могут не совпадать. Особенно школьная дезадаптация подростков очень зависима от этого фактора. Школьная дезадаптация – это ситуация, когда ребенок оказывается неприспособленным к школьному обучению. Профилактика школьной дезадаптации состоит в том, чтобы не допускать развития неблагоприятных ситуаций.
Чаще всего она встречается у школьников младшего возраста, но может проявляться также у детей, учащихся в старших классах. Таким образом, выходит, что школьная дезадаптация – медико-биологическая проблема. В этом смысле школьная дезадаптация выступает для родителей, педагогов и врачей, в качестве вектора «болезнь/расстройство здоровья, нарушение развития или поведения».
Причины дезадаптации в школе
У школьников младшего возраста школьная дезадаптация наблюдается в 5-8% эпизодов, у подростков эта цифра значительно больше и составляет 18-20% случаев. Большинство представлений о явлении школьной дезадаптации игнорирует индивидуальную и возрастную специфику развития ребенка.
Когда некоторые родители проявляют слишком эмоциональные реакции на неудачи их ребенка в школе, они этим самим, совсем не подозревая, наносят ущерб впечатлительной детской психике. В качестве выражения протеста против системы обучения, подросток может столкнуться с явлением школьной дезадаптации. Хотя в основном это касается более конформных личностей. Зная, каковы причины школьной дезадаптации учащихся, можно при возникновении первичных признаков диагностировать школьную дезадаптацию и вовремя начать с ней работать.
Школьная дезадаптация может даже и не отображаться на успеваемости и дисциплине учеников, выражаясь в субъективных переживаниях или в форме психогенных расстройств. Формы школьной дезадаптации включают в себя особенности учебной деятельности учеников младших классов. Ребенок еще не умеет использовать их настолько активно, как взрослые, оставаясь пока ещё очень зависимым от взрослых в своих взаимоотношениях с людьми.
Причинами могут быть индивидуальные особенности психомоторного и интеллектуального развития, которые, тем не менее, не являются фатальными. Еще одна форма школьной дезадаптации учащихся младшего возраста имеет сильную связь со спецификой возрастного развития. Следующая форма школьной дезадаптации состоит в неспособности к самоконтролю, произвольному управлению поведением и вниманием. Вышеперечисленные формы школьной дезадаптации тесно связаны с социальными факторами их развития, появлением новой ведущей деятельности и требований.
Второй тип школьной дезадаптации – эмоционально-оценочный, который связан с постоянными нарушениями эмоционально-личностного отношения как к процессу обучению в целом, так и к отдельным предметам. Включает в себя тревогу и переживания относительно возникающих в школе проблем. Первым шагом в профилактике школьной адаптации есть установление психологической готовности ребенка к переходу к новому, непривычному режиму.
Профилактика и коррекция
При этом очень важно, чтобы близкие люди, в частности родители, уделяли должное внимание длительной работе с психологом. Результат будет более эффективным в том случае, если помощь психолога будет совмещаться с поддержкой родителей и сменой школьной обстановки. Таким образом, можно предупредить сильное развитие школьной дезадаптации или постепенно преодолеть даже самую серьезную дезадаптацию. Успех профилактики расстройства адаптации в школе зависит от своевременного участия родителей и школьного психолога в разрешении проблем ребенка.
Подход социальной профилактики в качестве главной цели выделяет устранение причин и условий, различных негативных явлений. Определить дезадаптивного ребёнка в школьном коллективе трудности не составляет.
И зачастую, являются не генетически обусловленными, а приобретёнными в ходе взаимодействия и взаимовлияния близкого окружения ребёнка. Работа психологов и педагогов заключается в разработке учебных технологий, которые учитывают состояние здоровья детей. И всё же нередки случаи, когда ребёнок дезадаптируется.
Создано немало рекомендаций, направленных на коррекцию дезадаптации школьников. Регулярные тренинги, которые проводятся психологами школы, для родителей, групп детей, подверженных дезадаптации. Школьная дезадаптация – серьёзное нарушение психологического комфорта ребёнка и его окружения, поэтому решать данную проблему должны не только родители, но также учителя и профессиональные психологи.
1. Недостаточная подготовка к школе: ребенку не хватает знаний и навыков, чтобы справиться со школьной программой, либо у него плохо развиты психомоторные навыки. Ребенку тяжело сидеть целый урок, не выкрикивать с места, молчать на уроке и т.д. 3. Неприспособленность к темпу школьного обучения.
Адаптация к школе
4. Социальная дезадаптация. Ребенок не может построить контакт с одноклассниками, учителем. Чтобы вовремя обнаружить дезадаптацию, важно внимательно наблюдать за состоянием и поведением ребенка. Так, при социальной дезадаптации у одного ребенка будут наблюдаться сложности в поведении, другой будет испытывать переутомление и слабость, а третий откажется заниматься «назло учителю».
Первый тип – это когнитивная школьная дезадаптация, выражающая неуспешность ребенка в процессе обучения программам, соответствующих способностям школьника. Пятый тип школьной дезадаптации – коммуникативный, он выражает затруднения в определении контактов, как с взрослыми, так и со сверстниками.