Придумайте и нарисуйте НЕСУЩЕСТВУЮЩЕЕ животное и назовите его НЕСУЩЕСТВУЮЩИМ названием. ИНСТРУКЦИЯ: Нарисуй несуществующее животное. Так какая же расшифровка возможна к тесту, рисунку несуществующего животного?
По своему характеру тест “Несуществующее животное” относится к числу проективных. Механизм сходен (и параллелен) аллегорическому значению животных и их характеров в сказках, притчах и т.п. Рога, когти, иглы на коже животного говорят об агрессии, защитной либо спонтанной.
Ноги (лапы) животного оцениваются по размерам относительно туловища животного. Выбор типа животного говорит об отношении к собственной личности, к своему «Я». Человек выбирает тот типа животного, с которым себя идентифицирует.
Тест «несуществующее животное» достаточно популярен в психологии. Особенно удобен этот тест для психологической диагностики детей и подростков. Это такие тесты как «Злое животное», «Счастливое животное» и «Несчастное животное». Есть ли у него друзья и враги. Какие три желания есть у животного и т.д.
Изображение существующего животного в некотором смысле безопаснее придумывания чего-то нового. Об этом свидетельствует как штриховка рисунка, так и тема страхов, доминирующая в описании образа жизни животного. Возможны дополнительные детали — уши, нос, шея, плавники, хобот и прочие части тела обычных животных. Среди подобных животных выделяются два типа: составной и целостный.
Так построены, в частности, крылатая рыба и животное, составленное из человека, собаки, лошади и кошки. Названия таких животных обычно более или менее полно отражают их строение. В частности, животное, в котором есть элементы человека и собаки, названо «челса» (человек + собака).
Чем меньше созданное животное похоже на что-то реально существующее (в природе или в культуре), тем выше оценивается уровень воображения. Особую группу составляют человекообразные животные. И, наконец, у некоторых людей встречаются животные, построенные по оригинальной модели, не соответствующей ни животному, ни человеку, ни техническим конструкциям.
Характер животного
Наиболее нестандартные животные, снабженные необычными органами или же вообще лишенные органов, часто встречаются у людей с шизоидной акцентуацией. Наиболее полную информацию об уровне агрессивности обследуемого дает сопоставление классического варианта методики «Несуществующее животное» с дополнительным вариантом «Злое животное».
Кроме рисунка животного попросите нарисовать злое животное для того, чтобы посмотреть уровень агрессивности обследуемого вами ребёнка. Сам он произошел в гибриде от разных самых красивых животных. Утверждение о том, что «самое злое и страшное» животное «питается мелкими организмами» — признак весьма низкого уровня агрессивности.
При выполнении рисунка лист бумаги (либо полотно картины) представляет собой модель пространства и, кроме состояния мышц, фиксирует отношение к пространству, т.е. возникающую тенденцию. Пространство, в свою очередь, связано с эмоциональной окраской переживания и временным периодом: настоящим, прошлым, будущим. По составу данный тест – ориентировочный и как единственный метод исследования обычно не используется и требует объединения с другими методами в качестве батарейного инструмента исследования.
Для детей и подростков характерен рисунок зачерченного рта округлой формы (боязливость, тревожность). Увеличенный (в соответствии с фигурой в целом) размер головы говорит о том, что испытуемой ценит рациональное начало (возможно, и эрудицию) в себе и окружающих. Перья – тенденция к самоукрашению и самооправданию, к демонстративности.
Однотипность и однонаправленность формы ног, лап, любых элементов опорной части – конформность суждений и установок в принятии решений, их стандартность, банальность. Украшающие детали – демонстративность, склонность обращать на себя внимание окружающих, манерность (например, лошадь или ее несуществующее подобие в султане из павлиньих перьев). Соответственно, чем больше составных частей и элементов (помимо самых необходимых), тем выше энергия.
То же – фрагментарность линий и форм, незаконченность, оборванность рисунка. Тематически животные делятся на угрожаемых, угрожающих, нейтральных (подобия льва, бегемота, волка или птицы, улитки, муравья, либо белки, собаки, кошки). Степень агрессивности выражена количеством, расположением и характером углов в рисунке, независимо от их связи с той или иной деталью изображения.
Инструкция к тесту
Наблюдаются иронически-юмористические названия (“риночурка”, “пузыренд” и т.п.) – при соответственно иронически-снисходительном отношении к окружающим. Среди множества психологических методик исследования личности особое место занимает проективная методика «Несуществующее животное». Иногда люди отказываются выполнять тест, объясняя свой отказ неумением рисовать. В таком случае важно объяснить, что психолог не оценивает художественные способности, что тест несет более глубокий психологический смысл, чем просто умение красиво рисовать.
И от обратного, если присутствует в рисунке несуществующего животного разнообразие несущих деталей, то человеку свойственно творческое начало, самостоятельность в суждениях и установках. Возьмите лист бумаги, простой карандаш и нарисуйте несуществующие животное, такое, которого на самом деле нет, и никогда не было на планете. Если несуществующее животное слишком похоже на человека (две нижние конечности, одежда, лицо) — это свидетельствует о эмоциональной незрелости.