Виды мышления — Психологос

В психологии под мышлением понимают процесс познавательной деятельности индивида, характеризующийся обобщенным и опосредованным отражением действительности. Наглядно-образное — вид мышления, характеризующийся опорой на представления и образы. Чувственной основой мышления являются ощущения, восприятия и представления. Теоретическое мышление иногда сравнивают с эмпирическим.

Разнообразие типов мыслительных задач обуславливает разнообразие не только механизмов, способов, но и видов мышления. Значение этого мышления заключается в том, что с его помощью полнее воспроизводится разнообразие характеристик объекта, происходит установка необычных сочетаний предметов и их свойств.

Побуждая к созданию образов на основе прочитанного, восприятия объектов, к схематическому и символическому изображению объектов познания, учитель развивает образное мышление у учащихся.

Этими словами ученый подчеркивает ведущую роль в психической деятельности мышления, и именно словесно-логического. Теоретическое мышление состоит в познании законов, правил. Оно отражает существенное в явлениях, объектах, связях между ними на уровне закономерностей и тенденций.

Конкретно-образное мышление

Б. М. Теплов писал о людях теоретического вида мышления, которое они осуществляют прекрасную «интеллектуальную экономию» путем «сводки фактов к законам, а законов до теориям». Так, в теоретическом мышлении имеет место обобщение абстрактных понятий, а в эмпирическом — чувственно данных признаков, выделенных путем сравнения. Основная задача практического мышления является физическое преобразование действительности. Аналитическое мышление — это вид мышления, развернутого во времени, имеет четко выраженные этапы, в достаточной мере осознанные субъектом.

Абстрактное мышление

Детям дошкольного возраста свойственно эгоцентричное мышление, характерный его признак — неспособность поставить себя на позицию других. 3. И. Калмыкова выделяет продуктивное (творческое) и репродуктивное мышление по степени новизны продукта, который получает субъект познания. Исследовательница считает, что мышление как процесс обобщенного и опосредованного познания действительности всегда продуктивное, т.е. направлено на получение новых знаний.

Репродуктивное мышление — это вид мышления, которое обеспечивает решение задачи, опираясь на воспроизведение уже известных человеку способов. Несмотря на это репродуктивное мышление всегда требует выявления определенного уровня самостоятельности. В продуктивном мышлении полно проявляются интеллектуальные способности человека, его творческий потенциал.

Все это возможно благодаря процессу мышления. Первая особенность мышления — его опосредованный характер. Косвенное познание и есть познание опосредованное. Вторая особенность мышления — его обобщённость. Обобщение как познание общего и существенного в объектах действительности возможно потому, что все свойства этих объектов связаны друг с другом. Общее существует и проявляется лишь в отдельном, в конкретном.

Виды мышления, отражающие его личностный характер

Обобщённость также присуща и образам (представлениям и даже восприятиям). Философские понятия материи, движения, закона, сущности, явления, качества, количества и т.д. Результаты познавательной деятельности людей фиксируют в форме понятий. Суждение — это форма мышления, отражающая объекты действительности в их связях и отношениях. Наиболее сложной (логической) формой переработки информации является деятельность мышления.

Общее понятие о мышлении

Реальный процесс мысли — это всегда процесс не только познавательный, но и эмоционально-волевой. Для мышления человека более существенно взаимосвязь не с чувственным познанием, а с речью и языком.

Объективной материальной формой мышления является язык. Мысль становится мыслью и для себя и для других только через слово — устное и письменное. Благодаря языку мысли людей не теряются, а передаются в виде системы знаний из поколения в поколение. Мышление также неразрывно связано и с практической деятельностью людей. Всякий вид деятельности предполагает обдумывание, учёт условий действия, планирование, наблюдение.

Психология и педагогика

Практическая деятельность — основное условие возникновения и развития мышления, а также критерий истинности мышления. Это — анализ и синтез, сравнение, абстрагирование, конкретизация, обобщение, классификация.

В структуре Мышление с.-л. формируются и функционируют различные виды обобщений

Анализ и синтез — две взаимосвязанные логические операции. В трудовой деятельности люди постоянно взаимодействуют с предметами и явлениями. Практическое освоение их и привело к формированию мыслительных операций анализа и синтеза. Сравнение — это установление сходства и различия предметов и явлений.

Сравнение может быть односторонним, или неполным, и многосторонним, или более полным. Сравнение, как анализ и синтез, может быть разных уровней — поверхностное и более глубокое. В этом случае мысль человека идёт от внешних признаков сходства и различия к внутренним, от видимого к скрытому, от явления к сущности.

Конкретизация есть возвращение мысли от общего и абстрактного к конкретному с целью раскрытия содержания. Обобщение, таким образом, есть выделение в предметах и явлениях общего, которое выражается в виде понятия, закона, правила, формулы и т.п. Эти виды мышления выделяются ещё и на основании особенностей задач — практических и теоретических. Оно состоит в понимании техники и в умении человека самостоятельно решать технические задачи.

Конкретно-образное (наглядно-образное), или художественное, мышление характеризуется тем, что отвлечённые мысли, обобщения человек воплощает в конкретные образы. Абстрактное, или словесно-логическое, мышление направлено в основном на нахождение общих закономерностей в природе и человеческом обществе. Абстрактное, теоретическое мышление отражает общие связи и отношения.

Мышление н.-о. — один иэ этапов онтогенетического развития мышления. Мышление человека протекает в форме суждений и умозаключений. Анализ и синтез сформировались в практической деятельности человека.

Предлагаю также ознакомиться: